ВИЛЬГЕЛЬМ ОВЕРНСКИЙ - Страница 3

Доказательство начала мира во времени (в противоположность вечности мира у Аристотеля) заключается, по Вильгельму Овернскому, в том, что мир, как существующий не необходимо, сам по себе только возможен, а возможность относится к действительности как небытие к бытию, и, следовательно, мир сам по себе есть ничто. То, что присуще вещи самой по себе, всегда предшествует дающемуся ей извне, но у мира нет собственного бытия, своё бытие он получает от Бога, поэтому мир не должен был существовать прежде, чем обрёл бытие в действительности. Фома Аквинский доказывал несостоятельность этого аргумента в трактате «De aeternitate mundi contra murmurantes» («О вечности мира против ворчунов»). В учении о душе Вильгельм Овернский одновременно разделял аристотелевское представление о ней как «совершенстве физического, органического тела, потенциально имеющего жизнь» и, оставаясь на позициях августинизма, утверждал независимое существование души, рассматривая человека как душу, управляющую телом, во всех частях которого она присутствует. Аргументы в пользу нетленности души, основанные на специфике её природы, во многом заимствованы Вильгельмом Овернским у Доминика Гундиссалина (XII в.); Этьен Жильсон (1884–1978 гг.) полагал, что этот трактат Вильгельм Овернский «приписал себе». О душевных потенциях (разуме, воле и др.) Вильгельм Овернский говорит только как о различных, действительных или возможных, отношениях души к тем или иным актам и объектам, т.е. ничего реального не добавляющим к её сущности и, следовательно, тождественным ей. Впоследствии это учение было развито Генрихом Гентским. Таким образом, не признавая активный и пассивный интеллекты существенно отличными друг от друга способностями души, Вильгельм Овернский отвергает концепцию отделённого деятельного разума Ибн Сины и полагает, что человеческое познание обусловлено не им, но изначально заключёнными в душе и созерцаемыми ею по мере возможности очевидными принципами разумного постижения, интеллигибельными экземплярами вещей и моральными постулатами, которые, излучаясь от Бога как вечной Истины, отражаются в зеркале разума (отчего он и является образом Божьим в душе человека). Однако представление об озарении Божественным светом сочетается в эпистемологии Вильгельма Овернского с аристотелевской идеей эмпирического познания: разумная душа формирует в себе образы вещей на основе тех впечатлений, которые она получает извне, вступая в контакт с вещами посредством органов чувств. Его сочинение «О сотворенном универсуме» содержит сведения по космологии и естественной истории, интерпретированные с христианской точки зрения. Вильгельм Овернский предвосхитил некоторые идеи, развитые в дальнейшем Альбертом Великим и Фомой Аквинским (рассмотрение философии как автономной дисциплины), Иоанном Дунсом Скотом (учение о бытии и Божественной свободе), Уильямом Оккамом (концепция абсолютного могущества Бога).



 
PR-CY.ru