Словарь по христианству В ВИЛЬГЕЛЬМ ОВЕРНСКИЙ

ВИЛЬГЕЛЬМ ОВЕРНСКИЙ

ВИЛЬГЕЛЬМ ОВЕРНСКИЙ (между 1180 и 1190 – 1249 гг.) – Парижский епископ, схоластический богослов и философ. Учился в Париже; с 1223 г. – магистр, с 1225 г. – профессор теологии в Парижском университете. К 1225 г. стал каноником собора Парижской Богоматери, в 1228 г. рукоположён во епископа Парижа, сохранял при этом тесные связи с университетом, покровительствовал нищенствующим орденам (в период его епископата кафедры в университете получили и францисканцы, и доминиканцы). Известен деятельностью по ограничению духовенства одним бенефицием (в случае если он доставляет достаточно средств к существованию) и участием в комиссии по цензурному редактированию сочинений Аристотеля по естественной философии, назначенной в 1231 г. папой Григорием IX (1227–1241 гг.) и возглавлявшейся Вильгельмом Осерским. Главным сочинением Вильгельма Овернского является компендиум «Magisterium divinale» («Божественное учение», 1223–1240 гг.), состоящий из семи частей: «De primo principio» («О первом начале») или «De Trinitate» («О Троице»), около 1228 г.; «De anima» («О душе»), или «De immortalitate animae» («О бессмертии души»), 1230 г.; «De universo creaturarum» («О сотворённом универсуме»), между 1231 и 1236 гг.; «Cur Deus homo» («Почему Бог стал человеком»); «De sacramentis» («О таинствах»); «De fide et legibus» («О вере и законах»); «De virtutibus et moribus» («О добродетелях и нравах»), или «De bono et malo» («О добре и зле»). Кроме того, его перу принадлежит ещё около 20 трактатов, включая «Rhetorica divina» («Божественная риторика») и сочинения по различным вопросам богословия (о благодати, о Евхаристии, о молитве и др.). Оставаясь приверженцем традиционного августинистского богословия и обладая обширной философской эрудицией, Вильгельм Овернский был одним из первых на Западе мыслителей, который предпринял попытку включить в традиционную теологическую систему августинизма теории Аристотеля, а также арабских и еврейских философов: аль-Фараби, аль-Газали, Ибн Сины, Ибн Габироля, Маймонида. Вильгельм Овернский разделял предметные области богословия и философии с признанием за философией собственных законов и объектов исследования. Различая сущность и существование вслед за Ибн Синой и Анцием Манлием Торкватом Северином Боэцием, он утверждал, что глагол «быть» (лат. «esse») может как указывать на некую определённую сущность (быть чем-то), бытие, которое задаётся дефиницией, так и иметь чисто экзистенциальное значение. В последнем смысле бытие не входит в дефиницию никакого сущего, кроме Бога, Чьё определение существованием и ограничивается: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14); более точно следует говорить, что Бог вообще не имеет ни чтойности (quidditas), ни определения.

 



 
PR-CY.ru