ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ - Страница 5

Были ли отношения официально урегулированы позже, исследователям неясно, но так или иначе военная активность Всеславичей уже в первые годы после смерти Всеслава Брячиславича, насколько исследователи могут судить по скудным данным источников (поход 1106 г. «всей братии» Всеславичей на «зимеголу» – балтское племя земгалов близ устья Западной Двины), направлялась уже не в сторону Новгорода и подвластных ему земель, а в Нижнее Подвинье, ставшее впоследствии традиционной областью полоцких даней. В то же время никто из полоцких князей, ни сам Всеслав Брячиславич, ни его сыновья и внуки, ни разу не участвовали в общерусских мероприятиях (княжеских съездах, походах против половцев) в правление киевских князей Святополка Изяславича (1093–1113 гг.) и Владимира Мономаха (1113–1125 гг.), что привело в 1129 г. к высылке почти всего полоцкого княжеского дома в изгнание в Византию Киевским князем Мстиславом (Феодором) Владимировичем. Это значит, что затяжной конфликт Всеслава Брячиславича с Ярославичами отражал устойчивые сепаратистские черты династического сознания полоцкой ветви древнерусского княжеского семейства, следствием чего стало представление о существовании исконной вражды «Рогволожих внуков (т.е. полоцких князей) противу Ярославлих внуков». Особо исследователи отмечают то отражение, какое фигура Всеслава Брячиславича получила в эпосе. Уже работавший в 1090 гг. киевский летописец, сообщая о вокняжении Всеслава Брячиславича в 1044 г., счёл необходимым отметить слухи об особо развитых языческих суевериях при полоцком княжеском дворе: Всеслав Брячиславич был будто бы рождён «от вълхвования» и по совету волхвов носил на себе некое «язвьно», с которым родился (по распространённому, но предположительному толкованию – часть околоплодной плевы), и «сего ради немилостив есть на кръвопролитие». Спустя столетие в «Слове о полку Игореве» появился вполне сложившийся эпически гиперболизированный образ князя-волхва; он «в ночь влъком рыскаше», за одну ночь «дорыскаше» из Киева до Тмутаракани, слышит в Киеве звон полоцких колоколов и т.п. Чудесные возможности Всеслава Брячиславича видятся автору «Слова…» причиной удивительного политического взлёта и падения Полоцкого князя: так, он «скочи ко граду Кыеву и дотчеся стружием (копьем?) злата стола Киевскаго», а затем «скочи от них (киевлян) лютым зверем в плъночи из Бела-града, обесися сине мгле» и проч. Знаменательно отсутствие в «Слове…» каких-то упрёков в адрес Всеслава Брячиславича, присутствующих в летописи, но нет и «воспевания» Полоцкого князя «как общерусского героя», которое иногда усматривают (например, Борис Александрович Рыбаков). В позднейших былинах, особенно о «Волхе Всеславьевиче», облик Всеслава Брячиславича окончательно теряет всякую реальную связь со своим историческим прототипом, превращаясь из узурпатора киевского стола в одного из сказочных защитников Киева от некоего «индейского царя», хотя волшебные способности Волха Всеславьевича, который умеет «обвертываться» то «ясным соколом», то «серым волком», то «гнедым туром-золотые рога», живо напоминают Всеслава Брячиславича из «Слова о полку Игореве».



 
PR-CY.ru