ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ - Страница 2

После поражения от Ярославичей на реке Немиге (под Минском) 3 марта 1067 г. Всеслав Брячиславич вступил в мирные переговоры, но 10 июня (или июля?) того же года во время встречи на Днепре, в районе Орши, Ярославичи вероломно захватили в плен Полоцкого князя и двух его сыновей, несмотря на данное ему клятвенное обещание неприкосновенности. Всеслав Брячиславич подвергся заключению в Киеве. Такое открытое нарушение крестоцелования говорит об ожесточённости конфликта и серьёзности угрозы, исходившей от Всеслава Брячиславича, но оно же вызвало усиление симпатий среди киевлян по отношению к Всеславу Брячиславичу. Через год, 15 сентября 1068 г., после катастрофического поражения Ярославичей от половцев и отказа Изяслава выдать оружие киевлянам для продолжения сопротивления кочевникам, в столице Руси произошло восстание. Его результатом стало не только освобождение восставшими Всеслава Брячиславича из темницы, но и его провозглашение Киевским князем, тогда как Изяслав был вынужден бежать в Польшу к племяннику своей жены князю Болеславу II (1058–1079 гг.). Печерский летописец 1060–1070 гг. (согласно распространённой гипотезе, им мог быть преподобный Никон или кто-то иной) не раз укоряет Изяслава, связывая нашествие «поганых» как казнь Божью с его клятвопреступлением («понеже Изяслав, целовав крьст, и я и (схватил его, т.е. Всеслава), темже наведе Бог поганыя»), а переворот в Киеве – с молитвой пленного Всеслава Брячиславича накануне своего освобождения, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 августа): «О Крьсте Чьстьныи, понеже к Тобе веровах, избави ми от рова сего», и далее: «Бог же показа силу кьрстьную на показание земли Русьстеи, да не преступають Чьстьнаго Крьста, целовавъше Его; аще ли преступить къто, то и сьде прииметь казнь и на придущим веце казнь вечьную». Эти недвусмысленные указания, так же как и пространное рассуждение о гневе Божьем «грех ради наших» в статье 1068 г., свидетельствуют о том, что в Киево-Печерском монастыре и, очевидно, в Киеве было немало сочувствующих Всеславу Брячиславичу как жертве клятвопреступления Ярославичей, и прежде всего, Изяслава. Такой позицией монастыря объясняется и преследование Изяславом после своего возвращения в Киев в 1069 г. преподобного Антония Печерского «за Всеслава», которое вынудило основателя Печерской обители временно удалиться в Чернигов. Вместе с тем у исследователей нет оснований считать, что Печерский монастырь своим авторитетом способствовал вокняжению Всеслава Брячиславича в Киеве, т.к. по династическим понятиям того времени оно было явной узурпацией.

 



 
PR-CY.ru