ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах - Страница 6

Вместе с тем факт редактирования текста «Повести временных лет…» (в том виде, как он дошёл до нас) в благоприятном для Владимира Всеволодовича духе вряд ли подлежит сомнению. Отчётливее всего нравственные и государственно-идеологические установки Владимира Всеволодовича проявились в его собственных писаниях: «Поучении к детям» и Послании к князю Олегу Святославичу. Этот корпус текстов, который завершается собранием кратких молитв, сохранился в единственном списке, местами неисправном, в составе так называемой Лаврентьевской летописи (в статье 1096 г.). «Поучение…» состоит из собственно наставления детям, написанного, вероятнее всего, около 1100 г., и добавленного к нему тогда же и дополненного в 1117 г. или несколько позднее списка «путей» – военных походов и административных поездок Владимира Всеволодовича. Список, несомненно, основан на каких-то летописно-дневниковых записях, которые велись князем или сопровождавшими его лицами, и содержит ряд сведений, дополняющих или уточняющих летописи. «Поучение…» начинается призывом Владимира Всеволодовича к своим преемникам «не ленитися… и тружатися первое Бога деля и душа своея», иметь «страх Божии в сьрдци своем и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру». Вот почему князь не хотел участвовать в предложенной ему другими князьями клятвопреступной (нарушавшей любечские соглашения) войне против своих двоюродных племянников – сидевших на юге Волыни сыновей князя Ростислава Владимировича (старшего внука великого князя Ярослава Мудрого). От нахлынувших грустных мыслей князь ищет утешения в Псалтыри, давая пространную подборку цитат. В Житии Василия Великого Псевдо-Амфилохия Иконийского (Андре Вайан, Людвиг Мюллер) Владимира Всеволодовича привлекают слова о скромности и послушании старшим (славянский перевод Жития известен по русскому списку второй половины XIV в., но, как полагают исследователи, имел хождение в древнерусской минейной литературе уже в XI–XII вв.). Последующие нравственные сентенции Владимира Всеволодовича оказываются, как показал Николай Васильевич Шляков (1861–1932 гг.), парафразом одного из поучений Василия Великого, вошедшего в Пролог под 21 января («Научися, верныи человече, быти благочестно делатель» и проч.), и паремийных чтений в первый день Великого поста («Избавите обидима, судите сироте, оправдаите вдовицю» и т.д.). Владимир Всеволодович переходит к мысли о величии Божьем и Его творения, которая также подтверждается многочисленными цитатами не только из Псалтири, но и из Постной Триоди, в основном, из песнопений первой великопостной недели. Содержание этой части, по-видимому, выказывает знание Владимиром Всеволодовичем «Шестоднева» Иоанна, экзарха Болгарского, хотя прямых заимствований исследователям установить не удаётся. Завершающая часть «Поучения…» (перед списком «путей») – собственно текст Владимира Всеволодовича, где наиболее ярко проявились его авторские черты. Текст представляет собой своего рода «княжеское зерцало» – свод нравственных и практических заповедей правителя.

 



 
PR-CY.ru