Словарь по христианству В ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах - Страница 5

ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах - Страница 5

В посмертной похвале Владимиру Всеволодовичу в Лаврентьевской летописи князь прославлялся как щедрый храмоздатель, который «не щадяше именья своего… цьркви зижа и украшая». Кроме уже названных смоленского Успенского собора и Предтеченской церкви в Киеве сохранились известия о построении им в 1117 г. Борисоглебской церкви на реке Льте (Альте) под Переяславлем (Русским) – месте, где, по преданию, погиб князь Борис (Владимир Всеволодович любил бывать здесь, здесь и скончался), и дубового кафедрального собора в честь Успения в Ростове (сгорел в начале 1160 гг.), в меру Успенского собора Киево-Печерского монастыря в память об исцелении Владимира Всеволодовича через золотой пояс варяга Шимона, которым (поясом) отмерялись размеры Печерского храма. По археологическим данным, Владимир Всеволодович после 1115 г., как полагают исследователи, построил ещё каменную церковь Спаса на Берестове под Киевом. Автор похвалы вменяет в заслугу Владимиру Всеволодовичу «велику веру… к Богу и сродникома своима, к святыма мученикама Борису и Глебу» (известно о том, что по повелению Владимира Всеволодовича в 1102 г. раки святых были окованы серебром и золотом). После перенесения мощей св. князей в 1115 г. «комары», в которых были установлены раки, благодаря Владимиру Всеволодовичу были украшены кованными по золоту и серебру изображениями св. князей Бориса и Глеба, а также драгоценными светильниками, сенью и проч. В киевское княжение Владимира Всеволодовича и, по мнению исследователей, не без влияния с его стороны была создана окончательная редакция Сказания о святых Борисе и Глебе. Многочисленные данные рисуют образ Владимира Всеволодовича как правителя, не только в выдающейся степени обладавшего достоинствами христианского государя, но также государственного мыслителя и писателя. Сохранились два послания к Владимиру Всеволодовичу митрополита Никифора I (1104–1121 гг.), содержание которых характеризует их адресата как человека весьма образованного и скромного до аскетизма в быту. В первом послании митрополит излагает князю учение о посте и воздержании. Митрополит Никифор I хвалит великого князя за его равнодушие к мирским благам: Владимир Всеволодович спит на голой земле и «сиротину носит одежку» и только, «в град входя, власти деля», облачается в княжеские одежды; правитель даёт своим приближённым богатые пиры «величества ради княжеского», сам же питается хлебом и водой, «седя и позоруя (наблюдая)». Второе послание является ответом на вопрос Владимира Всеволодовича об уклонениях «латинян» от православия, который, по мнению исследователей, был вызван желанием князя сообразовать политические и матримониальные связи со своими католическими партнёрами с церковным учением. С учётом всех этих сведений выглядит вполне логичным желание Владимира Всеволодовича оказать влияние на основные тенденции летописания, хотя гипотеза Алексея Александровича Шахматова о создании в 1116 г. по инициативе восшедшего на киевский стол Владимира Всеволодовича так называемой второй редакции «Повести временных лет…» (именно с этой целью летописание было якобы переведено из Киево-Печерского монастыря в фамильную обитель Владимира Всеволодовича Выдубицкий Всеволож во имя архангела Михаила мужской монастырь под Киевом), несмотря на свою популярность, остаётся дискуссионной.

 



 
PR-CY.ru