ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ - Страница 7

Исследователи сомневаются, что Всеволод Ярославич имел отношение и к постройке в Переяславле церкви «святаго Андрея… у ворот». Они полагают, что почитание апостола Андрея в семействе Всеволода Ярославича было развито, поскольку именно в это время и, несомненно, в кругах, близких к князю, было составлено древнерусское сказание о посещении и благословении будущей Руси апостолом Андреем Первозванным, на греческой почве неизвестное, которое уже после смерти Всеволода Ярославича, в 1116 г., было включено в «Повесть временных лет…» игуменом переяславского Михайловского монастыря Сильвестром (епископ Переяславский в 1118–1123 гг.), работавшим по заказу Владимира Мономаха. К правлению Всеволода Ярославича относится появление также и другого памятника древнерусской церковной письменности – «Памяти перенесения мощей Николая, архиепископа Мирликийского, в Бари в 1087 г.», который сопровождал учреждение в Русской церкви памяти святителя Николая 9 мая. Текст выдаёт в авторе (в котором иногда видят митрополита Ефрема) или в его информаторе непосредственного свидетеля переложения мощей в специально для них построенный собор, что совершилось при участии папы Урбана II (1088–1099 гг.) в сентябре 1089 г., «в лета русьскых князи христолюбиваго князя Всеволода в Киеве и благороднаго сына его Володимера в Чернигове». Исследователям трудно допустить, чтобы Киевский митрополит-грек, будь то Иоанн III (1090–1091 гг.) или Николай (не позднее 1097 – после 1101 гг.), выступил инициатором введения такой «латинской» памяти, поскольку византийцы рассматривали перемещение мощей святителя Николая в Бари как хищение и памяти 9 мая Греческая церковь никогда не знала. Данному событию также был посвящён канон (старший список – в пергаменной Минее служебной на май), который содержит славянский акростих («Принесение мощии твоих») и, несомненно, восходит к древнейшему периоду русской литературы – рубежу XI–XII вв. Поэтому исследователи думают, что празднование 9 мая было установлено по настоянию Всеволода Ярославича, политика которого в это время выглядит синхронизированной с усилиями византийского императора Алексея I в 1089 г. по активизации переговоров с Урбаном II о восстановлении церковного единства. Следствием этого стало охлаждение отношений Всеволода Ярославича с германским императором Генрихом IV, которое вылилось в скандальный разрыв между Генрихом и Евпраксией Всеволодовной в 1093/1094 г. В миниатюрах Радзивиловской летописи, конец XV в., представлены наиболее значительные события княжения Всеволода Ярославича: победа над торками, взятие Ярославичами Минска и битва на реке Немиге, поражение их войска в борьбе с половцами, обращение киевлян к Святославу Ярославичу и Всеволоду Ярославичу с предложением княжить в Киеве, перенесение мощей святых Бориса и Глеба, поражение Всеволода Ярославича при реке Сожице и последующий захват русскими князьями Чернигова, некоторые события киевского княжения Всеволода Ярославича, например: освящение собора во имя архангела Михаила в Выдубицком монастыре; необычное явление во время охоты князя под Вышгородом («спаде змий превелик от небеси»). В традиционной княжеской одежде, со скипетром в руке, кудрявыми волосами и прямой бородой средней величины Всеволод Ярославич изображён на поясном «портрете» в Титулярнике 1672 г.; в ряду других русских правителей, погрудно, в короне и доспехах, например, на гравюре «Пётр I, царь и повелитель Всероссийский» Питера Пикара 1717 г. и её повторениях.



 
PR-CY.ru