ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СОБОР - Страница 5

Идея симфонии в представлении официальной историографии XIX в. наиболее полно воплотилась в России во времена первых Романовых, т.е. в эпоху, на которую был ориентирован стиль храма. С этой же идеей связаны темы народного покаяния и жертвы за невольное соучастие в цареубийстве как отражение уваровской триады – православие, самодержавие и народность. Под золочёным куполом колокольни была воспроизведена в мозаике часть молитвы Василия Великого, отражающая покаянную идею храма. Другое наименование храма, Спас на Крови, подчёркивало преемственность русской традиции строить церкви «на крови», т.е. на месте трагической гибели государственных людей, например, в Угличе (1692 г.), на месте гибели св. царевича Димитрия. Либерально настроенные критики, группировавшиеся вокруг «Мира искусства», не могли не воспользоваться поводом для демонстрации своих художественных пристрастий и обличения государственного режима (подобно критике их предшественниками проектов Константина Андреевича Тона). Сергея Константиновича Маковского в 1909 г. приводило «в ужас… небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» храма, «позорной страницы русского искусства», он призывал «будущие поколения» «уничтожить произведение Парланда бесследно, срыть до основания чудовищный собор»; «варварским образчиком художественного убожества» называл храм Александр Александрович Ростиславов; Владимир Яковлевич Курбатов желал, чтобы «поскорей забыли о псевдорусских постройках, так испортивших русские города». В 1922–1923 гг., после недолгого пребывания в нём обновленцев, собор Воскресения Христова был кафедральным, с 1927 г. стал центром иосифлянства. В мае 1929 г. здесь отпевали известного проповедника протоиерея Феодора Андреева, скончавшегося после тюремного заключения. После ареста протоиерея Василия Верюжского в декабре 1929 г. настоятелем был определён духовник митрополита Иосифа (Петровых) протоиерей Александр Советов, ранее возглавлявший клир Софии Новгородской. Зимой службы совершались в «малом» храме (часовне), освящённом в 1924 г. епископом Венедиктом (Плотниковым). 17 ноября 1930 г. собор был закрыт по постановлению Президиума ВЦИК от 30 октября 1930 г. «под культурно-просветительные нужды». Оказались утрачены внутреннее убранство и царские врата. Той же осенью как «антихудожественную» снесли Александро-Невскую часовню и заменили доской в память террориста Дмитрия Каракозова (ныне снята). В 1931 г. Центральный совет общества политкаторжан, которому был передан храм, принял решение об использовании здания под кинотеатр или антирелигиозный музей, 19 ноября того же года областная комиссия по вопросам культов постановила разобрать собор «по частям», что было активно поддержано Отделом охраны памятников революции и культуры в лице Николая Николаевича Белехова. В ноябре 1934 г. отдел дважды подтверждал отсутствие препятствий к сносу храма, где в то время находилась выставка, посвящённая «Народной воле». В 1938 г. монтажно-техническая контора управления благоустройства Ленсовета приступила к разработке соответствующего проекта, но выполнение его осложняло местоположение собора на берегу канала. Реализовать завершённый в мае 1941 г. план помешала война. В дальнейшем в соборе последовательно размещались морг, мастерские, картофелехранилище, склад декораций Малого оперного театра. В 1968 г. после повторных попыток сноса он был взят под государственную охрану и через два года передан как филиал музею «Исаакиевский собор». В 1974–1995 гг. были проведены основные реставрационные работы. 23 мая 2004 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая Божественная литургия после более чем 70-летнего перерыва.



 
PR-CY.ru