ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СОБОР - Страница 2

В кладке и облицовке стен использовали кирпич отечественного производства, в том числе завода «Надежда» (город Боровичи), и глазурованный зигердорфский 10 тонов из Силезии. Тогда же из тёсаного камня были выведены наличники, тяги, карнизы (фирма Д.Е. Благодарёва). Верхний пояс цоколя и элементы фасадного декора в 1890–1896 гг. выполнены фирмой «Кос и Дюрр» из эстляндского мрамора. В нишах цоколя храма было установлено 20 гранитных досок с высеченными на них надписями о выдающихся событиях царствования императора Александра II. В 1894 г. были сомкнуты своды, в 1895–1898 гг. установлены металлические каркасы девяти куполов, исполненные на металлическом заводе. В 1890 гг. на заводе П.Н. Финляндского были отлиты 13 колоколов, которые настраивал протоиерей Аристарх Израилев; самый большой (вес 16 544 кг) был куплен в 1896 г. на Нижегородской выставке. 6 июля 1897 г. после крестного хода от Казанского собора состоялась установка креста на главном куполе (высота 81 м) в присутствии императора Николая II с семьёй. В 1896–1900 гг. главы над апсидами и купол над колокольней (высота 62 м) покрыли золочёной медью, пять куполов – особо прочной белой и голубой эмалями фабрики Андрея Михайловича Постникова (Москва), на которой изготовили также золочёные ажурные кресты. В 1901 г. фасады украсили цветными изразцами (фирма Николая Николаевича Харламова, малые на барабане – от Императорского фарфорового завода). Первую панихиду по убиенному царю в соборе Воскресения Христова отслужили 1 марта 1906 г.; 19 августа 1907 г. состоялось освящение храма митрополитом Антонием (Вадковским), которому сослужили архиепископы экзарх Грузии Никон (Софийский) и Рижский Агафангел (Преображенский), а также викарный епископ Гдовский Кирилл (Смирнов), присутствовали император и императрица; состоялся торжественный военный парад. Собор Воскресения Христова был единственным, который получил те же права на содержание из средств Государственного казначейства (более 40 тыс. руб. в год), что и кафедральный Исаакиевский собор, его причислили к Министерству императорского двора; ктитором был граф Иван Дмитриевич Татищев. В храме, рассчитанном на 1600 человек, ежедневно совершались литургия и вечернее богослужение, в штате состояли три священника: Николай Антонов, протоиерей Василий Верюжский, автор книги «Храм Божий и церковные службы», и во главе – настоятель (до 1923 г. – протоиерей Пётр Лепорский). Несмотря на сходство формы и характера отделки глав собора Покрова на Рву в Москве и собора Воскресения Христова, прототипами его архитектуры стали памятники XVII в. Ярославля (церковь Иоанна Златоуста в Коровниках) и Москвы (церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, Святой Троицы в Никитниках, святителя Николая в Хамовниках). Девятиглавое здание вытянуто с востока на запад (56,7 м), на востоке – три алтарные апсиды, каждая завершается малым луковичным куполом, на западе – трёхъярусная шатровая колокольня. В отделке присутствуют характерные элементы русского стиля: луковицы, шатры, арочки, ширинки, создающие эффект коврового заполнения плоскости, и наборные колонки. Оригинальны гигантских размеров кокошники, завершающие боковые фасады. Стилистика поздней эклектики, близкая к зодчеству XVII в., проявилась в богатстве декора, усложнённом силуэте, использовании выразительных свойств кирпича.

 



 
PR-CY.ru