«ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ»

«ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ», «(Мы), увидевшие Воскресение Христово» – одно из главных воскресных песнопений в православной богослужебной традиции. Указания относительно «Воскресения Христова видевше» присутствуют уже в памятниках студийского периода. Оно исполняется на пасхальной утрене по шестой песни канона (в студийском «Ипотипосисе» не указано количество повторений «Воскресения Христова видевше»; в более поздних памятниках, описывающих чин пасхальной утрени, указано произносить его трижды), на утрене перед Пс. 50 (на Светлой седмице перед каноном) ежедневно в течение периода от Пасхи до Вознесения (включительно), на утрене перед Пс. 50 всех воскресений года (кроме особых случаев) и на Воздвижение. Иерусалимский устав, принятый ныне в православной церкви, предписывает исполнять «Воскресение Христово видевше» в тех же случаях, а также на пасхальных часах. По аналогии с пасхальной утреней это песнопение присутствует в пасхальном чинопоследовании отпевания. Кроме того, Иерусалимский устав предписывает в воскресные дни между Пасхой и Вознесением произносить «Воскресение Христово видевше» трижды. В различных редакциях Иерусалимского устава, вплоть до современных печатных изданий, тип исполнения не уточняется. В греческой богослужебной практике первой половины XIV в., согласно «Диатаксису священнослужения» Константинопольского патриарха Филофея Коккина, «Воскресение Христово видевше» исполнялось певчески братией. По описанию Арсения (Суханова), в XVII в. в греческих храмах «Воскресение Христово видевше» «говорили на оба лика поделяся по строкам». В современных греческих богослужебных книгах указано чтение «Воскресения Христова видевше», на практике его читает предстоятель (стоящий в хоре игумен или архиерей) или чтец. В русских певческих рукописях XVII в. фиксируется «Воскресение Христово видевше» столпового знаменного распева седьмого гласа, позднее этот же распев был перенесён и в старообрядческие рукописные сборники. Причина распева на седьмой глас, по мнению исследователей, заключается в том, что в цикле воскресных стихир на хвалитех седьмого гласа текст второй стихиры состоит из первых трёх строк «Воскресения Христова видевше». Этот распев впоследствии был включён в синодальные нотные издания и в старообрядческие печатные певческие книги. Кроме того, появляется более продолжительный праздничный вариант распева в форме осмогласия (напев зафиксирован также в печатных Обиходах поморской традиции). «Воскресение Христово видевше» было также распето на шестой глас греческим и киевским распевами (эти распевы были неоднократно гармонизованы). Среди авторских сочинений на текст «Воскресения Христова видевше» и переложений обиходных мелодий наиболее популярными являются так называемый обиходный вариант Александра Андреевича Архангельского и напев Павла Григорьевича Чеснокова; оригинальные композиции на текст «Воскресения Христова видевше» создавали также Артемий Лукьянович Ведель, Александр Тихонович Гречанинов, Сергей Васильевич Рахманинов, Пётр Ильич Чайковский и др. В современной практике Русской православной церкви «Воскресение Христово видевше» на воскресной и пасхальной утрене исполняется, как правило, всей общиной на шестой глас. На пасхальной утрене, когда «Воскресение Христово видевше» поётся трижды, общее пение может чередоваться с авторскими сочинениями (например, А.А. Архангельского или П.Г. Чеснокова). В старообрядческом уставе начала XX в. указывается: «Воскресение Христово видевше поют и тогда неотложно», что отражает, по мнению исследователей, позднюю традицию только певческого исполнения песнопения. В современной певческой традиции старообрядцев белокриницкого согласия «Воскресение Христово видевше» исполняется читком на воскресной утрене, знаменным распевом седьмого гласа – на пасхальной утрене. В беспоповских общинах распространены три варианта исполнения: хоровым речитативом («говорком») – на пасхальных часах, столповым знаменным распевом седьмого гласа – на воскресной утрене; в особо торжественных случаях, как на пасхальной утрене, «Воскресение Христово видевше» могут исполнять и в форме осмогласника.

 
PR-CY.ru