ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - Страница 2

Весной-летом 1922 г. были изданы постановления ВЦУ об увольнении на покой ряда иерархов, не признавших законности ВЦУ. Несогласные с этим постановлением иерархи были сразу же  арестованы. 16 июня 1922 г. в журнале “Живая церковь” появилось воззвание, в котором митрополит Владимирский и Суздальский Сергий (Страгородский), архиепископ Нижегородский Евдоким (Мещерский) и архиепископ Костромской и Галичский Серафим (Мещеряков) признали каноничность обновленческого ВЦУ и призвали верующих подчиниться ему, что послужило соблазном для многих членов церкви; впоследствии митрополит Сергий разорвал отношения с обновленчеством и принёс покаяние патриарху Тихону. К августу 1922 г. из 97 правящих епископов 37 признали платформу “Живой церкви” и ВЦУ, 36 высказались против неё, 24 архиерея не выявили своего отношения. В июне 1922 г. было опубликовано циркулярное уведомление о создании ВЦУ, разосланное епархиальным преосвященным. Циркуляр предписывал немедленное создание в епархиях новых епархиальных управлений, признавших власть ВЦУ, во главе с местным архиереем из лиц, «принадлежащих к прогрессивному белому духовенству, коим и надлежит принять все меры к освобождению приходского белого духовенства от зависимости его от контрреволюционных элементов общества». Об исполнении указанных мероприятий предлагалось срочно сообщить в ВЦУ. 6 июля 1922 г., в связи с тем что епископ Леонид (Скобеев) был переведён на Пензенскую кафедру, председательство в ВЦУ предложили митрополиту Сергию (Страгородскому), но он отказался, не желая работать вместе с епископом Антонином (Грановским). 23 августа 1922 г. ВЦУ разослало по епархиям циркуляр №36 с предписанием прекратить поминовение патриарха Тихона за богослужением и возносить молитвы за святейших православных патриархов, ВЦУ и местного епископа. Из-за разногласий, возникших среди раскольников, образовались новые группировки – «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ) и «Союз церковного возрождения». Под влиянием решений всероссийского съезда группы “Живая церковь”, принявшего в августе 1922 г. ряд антиканонических постановлений, а также из-за крайней амбициозности обновленческих руководителей во второй половине сентября 1922 г. в ВЦУ произошёл раскол. Поводом послужила попытка “Живой церкви” ввести в состав ВЦУ викария Харьковской епархии епископа Сумского Корнилия (Попова), объявившего о сложении монашеских обетов. Епископ Антонин (Грановский) категорически заявил, что Корнилия (Попова) епископом не признаёт и считает его мирянином; он высказался также против своего викария-«живоцерковника» епископ Николая Федотова, который не поддержал епархиального архиерея.

 



 
PR-CY.ru