Словарь по христианству В ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842–1904 гг.) – русский художник, публицист, общественный деятель, путешественник. Автор исторических батальных картин, этнографических серий, пейзажист. Родился в семье помещика, предводителя дворянства. Обучался в Александровском малолетнем кадетском корпусе в Санкт-Петербурге (1850–1852 гг.), затем в Морском кадетском корпусе (1853–1860 гг.), вышел в отставку по собственному желанию в чине гардемарина флота. Посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, с 1860 г. учился в Императорской Академии художеств (АХ) в классе исторической живописи у Алексея Тарасовича Маркова, затем у Александра Егоровича Бейдемана (не окончил); за эскиз «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» получил малую серебряную медаль (1861 г.). В 1874 г. удостоен звания профессора АХ (отказался, поскольку был убеждён во вреде «всех чинов и отличий в искусстве»), с 1883 г. – почётный член Сербского научного общества в Белграде. Награждён офицерским Георгиевским крестом четвёртой степени (1868 г.) за оборону Самаркандской крепости; участник военных операций Русско-турецкой войны (1877–1878 гг.) в Плевне, на перевале Шипка, в Адрианополе и др. Академическая система преподавания разочаровала В.В. Верещагина, чьи художественные устремления были связаны с утверждением реализма в искусстве, интересом к натурным наблюдениям. Эти поиски сблизили его со Львом Михайловичем Жемчужниковым, Владимиром Васильевичем Стасовым и Павлом Михайловичем Третьяковым. Оставив учёбу в АХ, В.В. Верещагин уехал на Кавказ (1863–1864, 1865 гг.), где написал первые самостоятельные работы. Натурные впечатления сыграли важную роль в его становлении как художника: изменились техника исполнения, композиционные решения, появилась психологическая углублённость образов (например, эскизы для неосуществлённой картины «Бурлаки», 1866 г., Третьяковская галерея). Кавказские рисунки получили одобрительную оценку французского живописца Жана-Леона Жерома и открыли для В.В. Верещагина двери Парижской АХ (1864–1866 гг., не окончил). Результатом его двукратного пребывания в Средней Азии (1867–1868, 1868–1870 гг.) стала Туркестанская серия картин, которая принесла художнику известность. Размышления над катастрофическими последствиями войны отразились в «героической поэме» «Варвары», отражающей события туркестанской кампании. Серия состояла из семи работ: «Высматривают» (1873 г.), «Нападают врасплох» (1871 г.), «Окружили – преследуют» (1872 г., уничтожена В.В. Верещагиным), «Представляют трофеи» (1872 г.), «Торжествуют» (1872 г.), «У гробницы святого – благодарят Всевышнего» (1873 г., Государственный музей живописи, Анкара), «Апофеоз войны» (1871 г., все – Третьяковская галерея). Картина «Апофеоз войны», посвящённая временам Тамерлана, стала художественным приговором войне. Надпись на раме полотна гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

 



 
PR-CY.ru