Словарь по христианству В ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ – чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре в 1897 г. История обретения зафиксирована в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская» и связана с чудом исцеления от ревматизма крестьянки Тверской губернии Корчевского уезда деревни Зорино Н.А. Андреевой, проживавшей в Санкт-Петербурге, в богадельне Брусницына. Н.А. Андреевой во сне явилась Богородица и повелела ехать в Валаамский монастырь, где она получит исцеление от Её иконы. Приехав на Валаам, Н.А. Андреева нашла икону и, вернувшись в Санкт-Петербург, почувствовала значительное облегчение. Во второе своё посещение Валаамского монастыря летом 1896 г. Н.А. Андреева не увидела иконы, висевшей прежде в Успенском храме на колонне с левой стороны. Ризничий монастыря о. Пафнутий не нашёл образ и решил, что икону отправили в Санкт-Петербург, в Валаамскую часовню на Васильевском острове, но и там иконы не оказалось. Приехав на Валаам в 1897 г., в день памяти преподобных Сергия и Германа, Н.А. Андреева в тонком сне увидела место пребывания иконы, указала на него, и Валаамская икона была обретена. Перед образом была возжена неугасимая лампада и отслужен водосвятный молебен, Н.А. Андреева получила исцеление. С явлением Валаамской иконы связывают духовное свидетельство Божьей Матери о Её Покрове Валааму как Северному Афону. Икона была написана в 1878 г. валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым), который имел художественное образование и был наречён в монашестве в честь преподобного Киево-Печерского иконописца. Богородица на иконе изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой – спереди). Облачена в красный мафорий и тёмно-синий хитон, не скрывающий Её босых стоп. Богомладенец изображён фронтально в жёлтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой – держава, увенчанная крестом. В художественном стиле иконы сочетаются академическая живописная манера и иконописная традиция Афона конца XIX в. В нижнюю часть иконы игуменом Гавриилом была вложена частица ризы Божьей Матери. Во время своего посещения Валаама, в июне 1914 г., на «царском месте» близ Валаамской иконы молился великий князь Николай Николаевич. Позже для него была сделана рукописная копия «Сказания…», и в иконописной мастерской Валаама выполнен список Валаамской иконы, посланный в Санкт-Петербург через духовника великого князя иеросхимонаха Ефрема (Хробостова). После вступления России в Первую мировую войну великий князь Николай Николаевич в декабре 1914 г. пожертвовал монастырю тысячу рублей «с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечное возжение лампады перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския». Валаамская икона пребывала на Валааме, который в 1917 г. отошёл к Финляндии, до 1940 г., когда после присоединения Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть остров Валаам, перенесли образ в монастырь Новый Валаам, в Преображенском соборе которого (за левым клиросом) Валаамская икона находится в настоящее время.

 



 
PR-CY.ru