Словарь по христианству В ВИОЛАКИСА ТИПИКОН

ВИОЛАКИСА ТИПИКОН

ВИОЛАКИСА ТИПИКОН – богослужебный устав, употребляемый ныне в греческом кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении. Является переработкой Типикона Великой Церкви Христовой, составленного протопсалтом Константином и изданного в 1838 г. Согласно решению особой богослужебной комиссии, протопсалту Виолакису было поручено подготовить новую редакцию этого Типикона, которая и была составлена, а затем одобрена Священным Синодом при патриархе Дионисии V (1887–1891 гг.) и издана в 1888 г. в Константинополе. Типикон Виолакиса сохранил характерные черты Типикона протопсалта Константина (например, отсутствие всенощных бдений (обычно ежедневно совершаются: вечером – девятый час и вечерня; утром – сокращённая полунощница, утреня и сразу литургия, без часов), чтение Евангелия на утрене после восьмой песни канона в воскресные и праздничные дни, особый устав пения литургийных антифонов и др.). Как и Типикон протопсалта Константина, Типикон Виолакиса, в целом основываясь на Иерусалимском уставе и соответствующих ему книгах, является, как полагают исследователи, фиксацией греческой кафедрально-приходской практики XVIII–XIX вв. Типикон Виолакиса состоит из предисловия; предварительной части (так называемого протеория), в которой описывается порядок служб суточного круга, начиная с девятого часа; трёх глав об особенностях совершения богослужения в будние, воскресные и праздничные дни; трёх больших разделов: месяцеслова и описания богослужения в дни подвижной части годового круга – в период Великого поста и в период Пятидесятницы (эти три раздела составляют основную часть Типикона Виолакиса, причём в месяцеслове описаны не все, но только избранные дни, когда совершение служб может вызвать затруднения); приложения (особенности совершения богослужения некоторых дней в патриаршем храме (субботы Акафиста, недели всех святых); богослужения при освящении храма; устав на провозглашение Константинопольского патриарха и на интронизацию патриарха; чин молебна первого сентября; указания о благовесте в Великие праздники; список праздников, в которые патриарх возглавляет службу в патриаршем храме; глава о хиротониях (особенности совершения в различные дни); глава «О сослужителе» (особенности некоторых моментов служб при сослужении нескольких священников), чин погребения). В конце Типикона Виолакиса приводится таблица соотношения неподвижных праздничных дней (11 января – 25 мая) с днями подвижного годового круга для некоторых дат празднования Пасхи. Церковнославянская версия современного греческого Типикона является ныне основным регулятором литургической жизни в Болгарской православной церкви. Перевод греческого Типикона протопсалта Константина (по изданию 1851 г.) был сделан иеромонахом Неофитом Рильским и опубликован в Константинополе в 1853 г.; впоследствии неоднократно печатался (с изменениями) в Константинополе, Велико-Тырнове, Софии (одно из последних изданий – София, 1980 г.).

 
PR-CY.ru