ВЕРХ - Страница 2

Например, трёхголосное многолетие царю и великому князю Иоанну Васильевичу и четырёхголосная «Вечная память» игумену Сергию Радонежскому повторяются соответственно три и четыре раза и сопровождаются пометами: «поут, верхъ, демес(тво)» и «демес(тво), пут, верх, низ», т.е. записаны поголосно. По мнению исследователей, со времени появления рукописей, фиксирующих основной голос многоголосия – путь, термины, свидетельствующие о многоголосном пении, встречаются довольно часто. Среди них имеется и термин «верх», проставленный в песнопении обычно один, реже два, три раза. Это свидетельствует о включении в ткань песнопения фрагментарного подголоска, средства записи которого ещё не найдены. Новый этап бытования верха связан с появлением в 1620 гг. во всех певческих книгах, за исключением Ирмология, двухголосных партитурных песнопений троестрочия; в основе их лежит путевой распев и сопровождающий его голос верха или низа. В описи нотных книг царя Феодора Алексеевича 1682 г. есть указания: «верхом да путем», предпосланные певческим книгам: Стихирарю, Триоди Постной и Цветной, Обиходу, а также циклам песнопений: «Господи, воззвах» на восемь гласов и степеннам, стихирам евангельским и выборным стихам, светильнам октайным и минейным. Указания на фиксацию только партии верха встречаются реже; им изложены Обиход, стихиры евангельские и выборные стихи, два списка Стихираря и три листка «Достойно есть». По мнению исследователей, приведённое соотношение объясняется, по-видимому, тем, что запись отдельного голоса была неудобна для изучения и воспроизведения многоголосия, т.к. в ней сопутствующая партия (верх или низ) лишена связи с путной строкой, структура которой обусловливала линию их распева. Появление в середине XVII в. трёхголосных строчных партитур, их культивирование на протяжении последней четверти столетия, а также возникновение в 1670 гг. трёх- и четырёхголосной партитурной записи демества не вносят в бытование верха ничего нового. На рубеже XVII–XVIII вв. русская традиция многоголосного пения резко обрывается, на смену ей с Запада приходит партесный певческий стиль. В немногочисленных нотных переводах строчного и демественного многоголосия верх записан квадратной киевской нотой и изложен отдельно в книге альта или в составе партитуры.



 
PR-CY.ru