ВЕРХ

ВЕРХ – одна из партий русского безлинейного многоголосия (строчного или демественного), характеризующаяся наиболее высоким по сравнению с другими голосами уровнем звучания. Первое историческое свидетельство о пении с верхом содержится в «Чине церковном архиепископа Великаго Новгорода и Пскова» (1529–1533 гг.): в Вербную неделю «на литургии диаки поют с верхом», «на часах поют тропари по крылосам с верхом», а в службе Успения Пресвятой Богородицы «поют стихиры на восемь с верхом, Слава с верхом же» и «на стиховне Слава с верхом». В рукописях конца XV в. – 1560 гг. термин «верх» изредка встречается перед текстами, предназначенными к распеванию, но ещё не нотированными, например, перед «Честнейшую Херувим» в рукописи конца XV – начала XVI вв. Нотированные тексты появляются в 1540 гг.; в них небольшие фрагменты, сопровождаемые пометой «верх», выписаны дополнительно внутри песнопения или после него. Например, в псалме «На реце вавилонстеи» после проведения третьей аллилуии проставляется помета «верх» или «верх рек вавилонских» и следует построение, в котором распеваются начальные слоги второго слова псалма «Ва-ви-ло…», переходящее в длинную аненайку. Исследователи полагают, что это первые опыты фиксации многоголосия. Иногда фрагменты с пометой «верх» выписаны отдельно от песнопений, из которых они извлечены. Например, в певческом сборнике 1540 гг. дано указание: «Демествоное пение верх конец», после чего следуют нотированные фрагменты: «Положило еси», «Входа Твоего в церкове», «Церкове», «Тричисленыя отроцы», затем помета «верх» перед словом «Премудраго». Таким образом, верх ещё не был самостоятельной партией, а представлял эпизодически вступающий верхний подголосок, который использовался в конце песнопения. Следующий этап бытования термина «верх» связан с введением в певческую практику казанской нотации, которой записаны ранние образцы многоголосия в 1570 гг.

 



 
PR-CY.ru