«ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ» - Страница 2

Для проповедей того периода был характерен акцент на необходимости «нового рождения, или рождения свыше как факта субъективного религиозного опыта», который мог быть засвидетельствован только самим верующим. Тем не менее, опыт «возрождения» стал рассматриваться в качестве основания для обретения верующими «уверенности в спасении», хотя некоторые, например, Г. Теннент, настаивали на том, что главный признак спасения – «постоянство в совершившейся в жизни перемене» («permanently changed life»). Фактически все участники «Великого пробуждения» вопреки Жану Кальвину признавали возможность «отпадения от благодати», при этом Дж. Уайтфилд, разделяя учение Якоба Арминия, воздерживался от прямых ссылок на него, а Дж. Эдвардс решительно отвергал арминианство и сохранял верность кальвинизму в трактовке канонов Дортского синода. В религиозной практике он различал «истинную» и «ложную благодать» и заявлял, что все случаи падения христиан суть отпадение от ложной благодати. Связь личной веры со спасением понималась, скорее, в свете лютеранства, нежели кальвинизма; признавалась также необходимость некоторых добрых дел для достижения спасения. «Великое пробуждение» в большей или меньшей мере затронуло все колонии и все христианские конфессии Новой Англии (кроме Римско-католической церкви). Наиболее радикальные его приверженцы претендовали на обладание особыми «дарами Святого Духа», полученными без изучения Библии и посещения богослужений. Занимая маргинальное положение, они, тем не менее, компрометировали движение в целом. Вследствие этого пресвитериане в 1738–1745 гг. разделились на сторонников (New Side) и противников (Old Side) «Великого пробуждения». Сторонники постепенно заняли ведущее положение, и в 1747 г. на базе семинарии в Нешамини основали колледж, в настоящее время известный как Принстонский университет. В 1747 г. в Нью-Йорке был сформирован синод Реформатской церкви, не зависимый от церкви в Нидерландах. В Вирджинии, Северной и Южной Каролине, где проживали преимущественно англикане, «Великое пробуждение» привело к распространению методизма, во многом благодаря проповеди С. Дэвиса, с одной стороны, и к переходу верующих из англиканства в баптизм – с другой. Квакерами, как религиозным обществом, «Великое пробуждение» было воспринято негативно, и те из них, кто склонились к нему, принимали крещение в какой-либо из других протестантских церквей и переставали быть квакерами. «Великое пробуждение» привело к общему значительному усилению христианской религиозности в Северной Америке (хотя наиболее заметным был рост методизма и баптизма), росту интенсивности и эмоциональности проявления религиозных чувств, обновлению церковных элит, росту грамотности, преодолению обособленности этноконфессиональных групп. Миссионерская деятельность Д. Брейнера, Э. Вилока и С. Киркланда среди коренных американцев стала также одним из важных результатов «Великого пробуждения». По мнению многих историков, войны за независимость США, умеренный и консервативный характер Американской революции, стабильность независимой Америки были во многом обусловлены духовными предпосылками, формировавшимися в процессе «Великого пробуждения».



 
PR-CY.ru