Словарь по христианству В «ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ»

«ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ»

«ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ» – движение среди североамериканских протестантов, направленное на возрождение и обновление религиозной жизни. Своё название получило по словам из проповеди Гилберта Теннента (1735 г.): «Разбуди тех, кто спит… заблудших, не слышащих; пробуди их к новой духовной жизни». К концу XVII в. в британских колониях Новой Англии религиозная ситуация осложнялась из-за отсутствия или слабости приходских структур, недостаточного количества священнослужителей, отсутствия у них богословского образования, а иногда из-за их нравственной нечистоплотности. В 1690–1700 гг. в общинах Голландской реформатской церкви, в колониях Нью-Йорк и Нью-Джерси, началось так называемое голландское евангелическое обновление. Проповедники Б. Фриман и Г. Бертольф, обращаясь к «религиозному чувству» верующих, добились изгнания пасторов, обвинённых в нарушениях принципов христианской этики и приверженности «мертвящей» догматике. В дальнейшем (в середине 1720 гг.) это движение возглавил Т.Я. Фрелингхёйсен, вдохновлённый идеями немецкого пиетизма. В то же время конгрегационалистские теологи решили, что в новых условиях необходимо отказаться от принципа полной самостоятельности общин в решении вероучительных вопросов (Сейбрукская платформа 1708 г.), что привело к началу трансформации конгрегационизма Новой Англии в пресвитерианство и формированию первого синода Пресвитерианской церкви в Америке (1716 г.). В этой церкви сразу же развернулась дискуссия о том, обязаны ли пасторы подписывать Вестминстерское исповедание. Пасторы, получившие образование в Америке, особенно увлечённые «пробуждением», настояли на компромиссном решении вопроса: подписании наиболее «существенных статей» (1729 г.). С этого момента они могли обходить в своих проповедях догмат двойного (к спасению или к вечным мукам в аду) безусловного предопределения, отпугивавший многих верующих. В Нью-Джерси «Великое пробуждение» среди пресвитериан началось с проповедей У. Теннента, служившего в конгрегациях Филадельфии и её окрестностей. Его сын Гилберт совместно с Т.Я. Фрелингхёйсеном в 1725 г. организовал в Нью-Брансуике и Нью-Джерси евангелические богослужения, на которые собирались верующие разных протестантских деноминаций. С 1727 г. число приходящих на собрания стало быстро расти. В 1726 г. У. Теннент основал в городе Нешамини (графство Бакс, близ Филадельфии) первую в Америке пресвитерианскую семинарию для подготовки священнослужителей. В Коннектикуте и западных графствах Массачусетса с 1734 г. фактическим лидером «Великого пробуждения» стал Джонатан Эдвардс – пастор конгрегационалистской общины в Нортгемптоне, крупнейший американский философ и богослов, автор самой известной проповеди «Великого пробуждения» – «Грешники в руках разгневанного Бога» (1741 г.). Английский методист Джордж Уайтфилд, прибывший в 1738 г. в Джорджию, в течение 15 месяцев (1738–1739 гг.) проповедовал, переезжая из города в город, собирая сотни слушателей. Стиль его проповеди, высокоэмоциональный, заставлявший слушателей рыдать и каяться в своих грехах, стал эталоном для движения священнослужителей «Великого пробуждения».

 



 
PR-CY.ru