Словарь по христианству В «ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ»

«ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ»

«ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ» – еженедельный общедоступный журнал, издававшийся при Киевской духовной академии в 1837–1912 гг. В конце 1836 г. ректор Киевской духовной академии епископ Чигиринский Иннокентий (Борисов) совместно с преподавателями и профессорами академии протоиереем Иоанном Скворцовым, Яковом Козьмичом Амфитеатровым и бакалавром иеромонахом Димитрием (Муретовым; впоследствии архиепископ Херсонский и Одесский) составил программу первого в Киеве духовно-нравственного журнала. Благодаря поддержке Евгения (Болховитинова) в начале следующего года было получено разрешение на издание журнала. Первоначальный тираж составлял 2500 экз., иногда «Воскресное чтение» выходило и вторым изданием. В 1837–1839 гг. большинство опубликованных статей были написаны редактором журнала епископом Иннокентием (Борисовым), впервые здесь были напечатаны его статьи из «Догматического сборника». В 1872–1878 гг. должность редактора исполнял Харисим Михайлович Орда (впоследствии епископ Орловский Ириней), в 1879–1883 гг. – Василий Фёдорович Певницкий. В 1884–1886 гг. редакторами журнала были К.И. Фоменко, Георгий Онисимович Булашёв и священник Иоанн Богородицкий, который стал бессменным редактором и издателем с 1890 г. Среди наиболее деятельных сотрудников журнала были будущий ректор Киевской духовной академии иеромонах Димитрий (Муретов), протоиерей Иван Михайлович Скворцов, Я.К. Амфитеатров, П.С. Авсенев, архимандрит Антонин (Капустин), протоиерей Назарий Антонович Фаворов, Иван Петрович Максимович, иеромонах Иоанникий (Руднев; впоследствии митрополит Киевский) и др. Журнал долгие годы состоял из десяти отделов: статьи, «относящиеся к разумению Священного Писания»; патрология; церковная история и археология; каноника, или статьи, относящиеся к учению о церковном законодательстве, правилах и постановлениях; литургика; гомилетика; пастырская педагогика; христианская аскетика; сочинения нравственно-догматического содержания, размышления, разговоры и другие назидательные статьи; разные известия, мнения, заметки. Основное внимание уделялось библеистике, патрологии и литургике. Широко было представлено гомилетическое наследие Киевских иерархов. Исторический отдел ограничивался преимущественно небольшими биографическими статьями. В первых номерах «Воскресного чтения» наряду со статьями религиозно-поучительного содержания публиковались и научные исследования. Однако с 1860 г., после появления ежемесячного журнала «Труды Киевской духовной академии» (ТКДА), «Воскресное чтение» стал исключительно народно-педагогическим изданием. «Труды Киевской духовной академии» были основаны на средства, вырученные от продажи сборников статей «Воскресного чтения». В последующие годы популярность «Воскресного чтения» падала, в Киеве появились новые издания той же направленности. В 1870–80 гг. была предпринята попытка вернуть интерес к журналу. В 1872–1875 гг. в качестве ежемесячного приложения к нему выходил «Листок духовной библиографии и журналистики». С 1884 г. в качестве дополнения к «Воскресному чтению» нерегулярно издавались «Киевские листки религиозно-нравственного чтения для народа». С 1980 гг. в «Воскресном чтении» публиковались преимущественно назидательные статьи, литературно-художественные произведения, хроника современных событий, в дальнейшем журнал ограничивался перепечаткой статей из других изданий.

 
PR-CY.ru