ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович - Страница 7

В статье «Образ Божий в существе человека» окончательно складывается персоналистическая концепция Б.П. Вышеславцева, которая предполагает преобразование традиционного разделения на тело – душу – дух в «иерархическую структуру человека» с выделением семи «онтологических ступеней»: 1) физико-химической энергии; 2) биологической энергии; 3) психической энергии (как «коллективно-бессознательного»), «на которой вырастает и развивается индивидуальная душа»; 4) «лично-бессознательного»; 5) недуховного сознания, «животной души»; 6) «духовного сознания, духа, духовной личности», мыслящего «я»; 7) непостижимой глубинной реальности – «я сам», или «самости». С последней «мистической» ступенью («самостью») Б.П. Вышеславцев связывал сердце, не обсуждая вопроса об их различиях, и полагал, что 7-ступенчатая иерархическая структура человеческого бытия, в которой присутствуют «все дни творения», свидетельствует о единстве человека и мира. В отличие от предыдущих ступеней «самость» (сердце) у Б.П. Вышеславцева наделяется принципиально иным онтологическим статусом – образом и подобием Бога. Личность («самость») человека, считал он, как образ и подобие Бога, непостижима, не может быть сведена ни к одному из шести уровней («ступеней») человеческого бытия, напротив, все они даже в сумме не образуют единства и не обладают целостным пониманием жизни, поскольку всеединство «Я» обусловлено только личностью. О различиях в онтологическом статусе Б.П. Вышеславцев писал: «Животная душа творится Богом в природе, но духовная душа человека, делающая его личностью, собственно даже не творится, а даруется собственным дыханием Божества». Из этого положения следовали антиномия, которая формулировалась им следующим образом: «Человек тварен и нетварен», и ошибочный с богословской точки зрения вывод: «Тварность антиномична, и только потому должна быть преодолена в обожении». Кроме упомянутого онтологического аспекта богоподобия Б.П. Вышеславцев вслед за Н.А. Бердяевым подчёркивал с особой настойчивостью, что богоподобие выражается в свободе человека и в творчестве, понимаемом в широком смысле как творчество жизни. Обсуждая тему образа и подобия Божия в претендующей на богословское значение статье «Образ Божий в грехопадении», Б.П. Вышеславцев в качестве вывода формулировал ещё одну ошибочную антиномию: «1. Тезис: образ и подобие Божие могут совершенно исчезать во грехе. 2. Антитезис: образ и подобие Божие никогда не могут исчезнуть даже в величайшем грехе». Он полагал, что эта антиномия неразрешима, в одном отношении правилен тезис, в другом – антитезис. Этика Б.П. Вышеславцева представляет собой сложное переплетение христианского учения о благодати с учением аналитической психологии о сублимации и теорией ценностей, которой он был так увлечён, что и христианство рассматривал с позиции этой теории. Этика в качестве систематического учения не была им разработана. В «Этике преображенного Эроса» обсуждались лишь отдельные проблемы: свобода и свобода воли, отношение нравственности и закона, любовь и творчество; Б.П. Вышеславцев сам признавал, что тема Эроса стала главной в его этике и её следует называть «эротикой». Основная идея его учения выражена в следующих словах: «Христианская этика, или лучше – христианская аксиология, вырастает и раскрывается не иначе как в противопоставлении закона – и Царства Божия, закона – и благодати, закона – и Духа, закона – и веры, закона – и любви, закона – и свободного творчества».

 



 
PR-CY.ru