ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович - Страница 4

Вслед за Павлом Александровичем Флоренским («О символах бесконечности», 1904 г.) Б.П. Вышеславцев анализировал теорию трансфинитных множеств Г. Кантора и пришёл к выводу, что понятие Абсолюта должно быть связано с учением об актуальной бесконечности. Б.П. Вышеславцев писал: «...Если Абсолютное есть всё во всём, то оно то всеединство, которое объемлет и нас самих». Однако истолкование Абсолюта через учение об актуальной бесконечности, считал Б.П. Вышеславцев, отнюдь не означает, что Абсолют познаваем (как это ошибочно полагал Гегель), познаваемы лишь «символы Абсолютного», но не сам Абсолют. В понимании непознаваемости Абсолюта Б.П. Вышеславцев видел заслугу И.Г. Фихте, который в «Наукоучении» (1804 г.) писал о единстве и противоположности в Абсолютном – субъекта и объекта, рационального и иррационального – и разделял позицию Плотина о Едином. Общий итог книги «Этика Фихте», как он виделся автору, совпадал с её исходным тезисом: Абсолютное иррационально и непостижимо. В работах 1920 гг. тема Абсолюта рассматривалась Б.П. Вышеславцевым в связи с религией и атеизмом. В статье «Религия и безрелигиозность» религия понимается как «признание Абсолютного», которое одновременно всему трансцендентно и имманентно. В «Этике преображённого эроса» (Т. 1. 1931 г.; Т. 2 не был написан), посвящённой, главным образом, разработке религиозно-философской антропологии, Б.П. Вышеславцев писал, что «соединяет христианский платонизм и открытия современного психоанализа». Его незавершённый труд получил положительную оценку в кратких рецензиях Василия Васильевича Зеньковского и Николая Онуфриевича Лосского (последний, однако, в журнале «Новый Град» начал рецензию с сомнительного комплимента, написав, что книга Б.П. Вышеславцева «может служить ценным дополнением к труду Бердяева “О назначении человека”»). Учение об Абсолюте в книге «Этика преображённого эроса» рассматривается в историческом и теоретическом плане. В историческом – отмечается, что философия невозможна вне Абсолюта (отсутствие «подлинного» Абсолюта в философии означает, что его место отдано «заместителям», таковыми Б.П. Вышеславцев считает понимание абсолютного у Бенедикта Спинозы, Карла Маркса и Эдмунда Гуссерля). Особое место уделено Рене Декарту, философию которого Б.П. Вышеславцев толковал с позиций «феноменологической редукции» и утверждал, что в отличие от Э. Гуссерля «Декарт доводит её… до Абсолютного». Весьма произвольно Б.П. Вышеславцев утверждал, «что Декарт открыл очевидность иррационального ego, стоящего в иррациональной зависимости от очевидно-иррационального Абсолюта». В теоретическом плане он определял Абсолютное как «трансцендентное, последнее и достаточное основание бытия», «первооснову и первоисточник» всего сущего, единство сущности и существования, «идеи и реальности», «минимум познания и максимум бытия». В религиозном смысле, который для Б.П. Вышеславцева нераздельно связан с философским, непостижимое Абсолютное – это Бог. Философско-математические характеристики Абсолюта им усваивались Богу, Он «есть актуальная бесконечность», сущность которой – во всеединстве.

 



 
PR-CY.ru