ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 10

Первое проповедовал протопоп Аввакум, второе было освящено авторитетом иноков Соловецкого монастыря, которые не приняли новоисправленных богослужебных книг и отвергали насаждаемое повсеместно наречное пение. Первоначальная позиция в этом вопросе братьев Денисовых засвидетельствована в попытке перевести дониконовские раздельноречные певческие книги в истинноречные. Сохранилась одна наречная певческая книга, принадлежавшая Андрею Денисову (Ирмологий и Октоих). В дарственной записи киновиарх назвал её «книгой богодухновенного ангелоподобного пения». Эта дефиниция позволила беспоповцам, сторонникам наречного пения, утверждать ещё в начале XIX в., что Андрей Денисов был адептом наречного пения (подобная точка зрения закрепилась и в исследовательской литературе). Между тем свой выбор выговцы сделали в пользу древнего раздельноречного пения, традиции которого господствовали в то время на Русском Севере. Вероятно, под руководством Ивана Москвитина выговцы проставили в имеющихся у них певческих книгах XVI – первой половины XVII вв. «мезенцевские» киноварные пометы, что позволило подготовить певческий материал для дальнейшего переписывания. Система киноварных помет, изложенная в трактате Александра Мезенца (ум. после 1667 г.), на Выге была полностью усвоена, однако при этом выговцы не пользовались системой признаков, в отличие от старообрядцев поповских согласий, принявших в нотной записи и пометы, и признаки. Богослужебная певческая практика в общежительстве изначально была ориентирована на монодическое (одноголосное) пение. Однако в сочинении «Надписание о отцах выгорецкаго общежителства, которые преставися и сколки поживе лет», в статье, посвящённой Ивану Москвитину, прямо говорится, что он был «славный и искусный певец старогреческаго и нотнаго треголосна го пения». Сохранились также местные списки некоторых богослужебных песнопений в стиле строчного и партесного пения, свидетельствующие о попытках выговцев расширить репертуар многоголосными музыкальными интерпретациями. Отдельным певцам на Выге была известна также и нотолинейная система записи, образцы которой встречаются в местных певческих рукописях и учебных материалах. На Выге был составлен особый поморский тип певческой азбуки, в которой важными разделами являлись «проучки» (упражнения), фитник и певческие строки из разных книг. Выговские мастера пения стремились сохранить в собственной практике основные напевы и способы исполнения молитвословий. В частности, записали образцы чтений нараспев книг Священного Писания. Уникальный пример письменной фиксации одной из древнейших устных форм церковно-певческого искусства представляет собой «Поморская прогласица». На протяжении первой половины XVIII в. выговцы осуществили по всей России целенаправленный поиск, собирание древнерусских крюковых рукописей, их копирование и составление сборников песнопений на основе разновременных списков. В разных книгах исследователи встречают такие надписи: «Сей канон выписан ис книги певчей Обиходника писаннаго при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грознаго царя Ивана Васильевича», «Задостойник на Стретение Господне, глас 3, знаменной, из книги древней, полученной из Тихвина монастыря болшаго» и др.

 



 
PR-CY.ru