ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 9

В 1912 г. на проходившем в Москве втором Всероссийском соборе христиан поморского церковного общества был поставлен вопрос об увековечении памяти поморских отцов, основателей Выголексинского общежительства и поморского согласия. Собор единогласно признал, что «сохранение от расхищения и разрушения остатков Выголексинского общежительства... есть непременная обязанность церкви», и поручил советам Второй Московской и Санкт-Петербургской общин обратиться к министру внутренних дел с ходатайством «о передаче Выголексинского общежительства (богадельни или больницы) вместе с кладбищами в ведение советов Второй Московской и Санкт-Петербургской общин». Первая мировая война помешала осуществлению этих планов. В настоящее время на месте Выголексинского общежительства и «скитов» располагаются посёлки лесорубов и небольшие поселения дачного типа, в 1990 гг. в Данилове в руинированном виде сохранялись несколько деревянных построек около середины XIX в. О существовавшем здесь прежде обширном общежительстве (или деревянном городке, каким его видел в 1866 г. фольклорист Павел Николаевич Рыбников) напоминает только рельеф местности. Певческое дело в Выговской киновии было одним из важнейших составляющих местной духовной культуры. Богослужение в общежительстве предполагало ежедневную службу в часовнях, совершение панихид, молебнов и других чинов. Для этого требовались опытные певчие, знающие устав, налаженная система обучения знаменному пению, а также певческие книги, обеспечивающие годовой круг церковного пения. Формирование необходимых условий и установление единой певческой традиции на Выге длились больше четверти века. Сведения о начальном периоде содержатся в сочинениях Ивана Филиппова, Григория Яковлева, «Допросных речах» Ивана Круглого, «Словаре» и «Каталоге» Павла Любопытного, в некоторых выговских документах и сочинениях. В первые годы существования Выголексинского общежительства с благословения соловецкого священноинока Пафнутия на Выге практиковались традиции Соловецкого монастыря, был сформирован клир, избраны певчие, псаломщики, «конархисты» (т.е. канонархи). Уставщиком был поставлен Пётр Прокопьев. Однако мастеров знаменного пения, таких как Даниил Викулин, Пётр Прокопьев, Леонтий Федосеев, Т. Петров, в этот период на Выге было мало, и на клиросах местных часовен часто пели «наслышкою». Поэтому для формирования богослужебно-певческой практики стал важным приход на Выг москвичей П. Макариева и Василия (Варлаама; до 1700 г.); при них совершение всенощного бдения в воскресные и праздничные дни приобрело регулярный характер. Особое место в становлении единой певческой традиции принадлежит Ивану Москвитину (1680–1755 гг.), сыну священника кремлёвского Успенского собора, который пришёл на Выг в 1719 г. уже опытным певцом. По решению отцов киновии в его обязанности вошло не только пение на клиросе в часовне и в скитах на престольных праздниках, но и обучение братии знаменному пению. Среди его учеников был и Андрей Денисов, который впоследствии обучал жительниц Лексинского общежительства. В первые десятилетия XVIII в. в киновии возникла проблема выбора между наречным и хомовым пением.

 



 
PR-CY.ru