ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 7

В 1780 гг. начался период возрождения Выга, обновления традиций и расцвета выговских художеств. Главная заслуга в этом принадлежала Андрею Борисову, образованному выходцу из московской купеческой семьи, в 1780–1791 гг. являвшемуся киновиархом пустыни. В этот период возродилась традиция торжественного поминовения первых киновиархов и почитания здравствующих наставников, получили развитие различные формы почитания благодетелей. Были созданы агиографические циклы, посвящённые первооснователям пустыни, которые включали Жития, службы, воспоминательные Слова, были написаны иконы соимённым святым и изображения старообрядческих учителей иконного типа. Изменилась структура хозяйства Выголексинского общежительства: уменьшилась доля морских промыслов, значительную роль начали играть пожертвования. Несмотря на то что продолжали развиваться земледелие (в 1780 гг. было четыре отдельных пашенных двора) и скотоводство, получаемых продуктов было недостаточно для пропитания всей братии. Изменились демографические показатели: среди жителей старообрядческого сузёмка стали преобладать престарелые и женщины. В конце 1780 гг. в Выголексинском общежительстве жили 400 мужчин, более 1200 женщин и почти 600 человек в пяти богадельнях. Одним из самых крупных благотворителей Выголексинского общежительства было семейство санкт-петербургского купца Ф.К. Долгого. Благодаря его пожертвованиям за два года были заново отстроены Выговское и Лексинское общежительства и Коровий двор, сгоревшие почти дотла летом 1787 г. На средства семьи были сооружены женская больница на каменном фундаменте на Лексе, носившая имя Феоктистовых (1780 г., перестроена в 1804 г.), поморская моленная в Санкт-Петербурге в доме И.Ф. Долгого, на Моховой ул., которая являлась столичным подворьем Выголексинского общежительства, женская больница на Выге (1805 г.), соборная часовня на Коровьем дворе (1810 г.). Усилия Андрея Борисова по возрождению жизни Выга были продолжены его преемниками: Архипом Дементьевым (1791–1809 гг.), Кириллом Михайловым (1809–1825 гг.) и Петром Ивановым (1825–1830 гг.). На 1780–1820 гг. приходится подъём выговского искусства; к этому времени относится бо́льшая часть культурного наследия Выголексинского общежительства – богато оформленные с обилием золота рукописи, лубки и иконы разных сюжетов. Их анализ свидетельствует о влиянии на старообрядческих мастеров городской и даже столичной культуры. Наставники Выговской пустыни заботились о распространении своего учения и об основании поморских общин в различных районах России, в частности, на Севере, в Сибири, Пермском крае, Санкт-Петербурге, Москве. Принимая участие в развитии горнозаводской промышленности Сибири (посланные с Выга рудознатцы вели разведку месторождений, ими, в частности, в 1723 г. было открыто Колывано-Воскресенское меднорудное месторождение), выговцы поддерживали возникавшие там поморские общины. Посланцами Выголексинского общежительства были братья Семёновы, служившие приказчиками у Акинфия Никитича Демидова, в лице которого пустынножители обрели заступника перед властями и щедрого благотворителя: А.Н. Демидов жертвовал на Выг колокола (в 1733 и 1738 гг.) и медные слитки.

 



 
PR-CY.ru