ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 6

Основатели школы, сами талантливые и плодовитые писатели, братья Денисовы воспитали плеяду учеников, к числу которых относятся Трифон Петров, Даниил Матвеев, Гавриил и Никифор Семёновы, Мануил Петров, Иван Филиппов, Василий Данилов Шапошников, Алексей Иродионов и др. В выговской литературной школе получили продолжение практически все жанры, существовавшие в Древней Руси: агиографические, историческое повествование, летописание, сказания, различные виды Слов (торжественные, воспоминательные, надгробные и др.), проповеди, послания, поучения, полемические сочинения, службы, силлабическая поэзия. Художественное наследие Выга исключительно обширно и многообразно: живописные произведения (иконы, лубки, книжные миниатюры, картины маслом), предметы мелкой пластики (резные деревянные и литые металлические иконы и кресты, предметы церковного и домашнего обихода) и прикладного искусства (лицевое и орнаментальное шитьё, роспись и резьба на мебели и предметах домашней утвари из дерева, плетение из бересты). Творческое развитие древнерусских традиций, которое привело к выработке собственного стиля, получившего название «поморский», во всех видах искусства и высочайший профессионализм позволяют говорить о выговском наследии как об уникальном явлении в русской культуре XVIII–XIX вв. К 1710–1730 гг. относятся также многочисленные хозяйственные достижения: полное обустройство мужского и женского общежительств (последнее было заново отстроено после пожара 1727 г.), организация обширной хлебной торговли, постройка пристани на берегу Онежского озера в Пигматке (1731 г.). Благодаря умелой политике руководителей Выголексинское общежительство сумело упрочить своё положение и, найдя сочувствующих в высших сферах власти, обезопасить себя от негативных последствий общегосударственной политики по отношению к старообрядчеству. Подъём хозяйственной деятельности Выголексинского общежительства продолжался и в последующие годы. В 1740–1770 гг. на Пигматской пристани было заведено «судовое строение» (1749 г.), построены две пильные мельницы (1759, 1767 гг.), женская и мужская больницы на Выге (1762, 1766 гг.), столовая (1768 г.), две новые часовни на Выге и на Лексе (1769, 1776 гг.). По ревизии 1763 г., в Выговском старообрядческом сузёмке было записано 1036 душ обоего пола в общежительствах и 1640 в «скитах». Однако данный период, связанный с деятельностью наставников Ивана Филиппова (1740–1744 гг.), Мануила Петрова (1744–1759 гг.), Никифора Семёнова (1759–1775 гг.), Алексея Тимофеевича Киселёва (1775–1780 гг.), характеризуется некоторым расстройством внутренней жизни общежительств. Несколько раньше, в 1737 г., под угрозой закрытия пустыни выговцы были вынуждены принять моление за царя. Это действие стало решающим в конфликте между иноком Филиппом и Семёном Денисовым, в результате которого в том же году образовалось филипповское согласие. Крайне негативное влияние на жизнь Выголексинского общежительства оказала работа следственной комиссии по доносу Ивана Круглого (1739–1744 гг.), в ходе которой должностные лица и насельники общежительств вызывались на допрос, из Выголексинского общежительства были взяты заложники, заключённые в Шуньге (1739 г.).

 



 
PR-CY.ru