ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 5

Руководящим органом всего сузёмка был собор, состоявший из киновиарха, должностных лиц общежительства и выборных от «скитов». Соборными постановлениями оформлялось решение духовных и светских дел. Развивая древнерусские традиции, Выг наполнял их собственным содержанием. В 1710–1730 гг. прочно укоренилась традиция почитания настоятелей (духовных наставников), сохранявшаяся на протяжении всего существования Выговской пустыни и вызвавшая к жизни большое количество литературных произведений, к которым относятся поздравительные Слова на дни тезоименитства наставников, Слова надгробные и воспоминательные. На Выге бережно сохранялись автографы духовных наставников и списки их сочинений. Одним из главных направлений деятельности настоятелей общежительств было устроение богослужебной жизни – строительство храмов, обучение певцов и чтецов, развитие иконописания и литья медных икон. Сложилась традиция посещения наставниками «скитов» в дни престольных праздников. Выголексинское общежительство было тесным образом связано со всей предшествующей историей старообрядчества – благодаря восходящему к старообрядческим первоучителям благословению, отношениям духовного и кровного родства с известными деятелями старообрядчества. Стремясь сохранить память о своих первых учителях, выговцы разыскали почти все их сочинения, настойчиво собирали и записывали устные предания о них. Этот материал лёг в основу многочисленных исторических и агиографических сочинений выговских авторов. В 1710–1730 гг. на Выге был создан исторический цикл о старообрядческом движении в России со второй половины XVII в., который включил «Виноград Российский» и «Историю об отцах и страдальцах соловецких» Семёна Денисова и «Историю Выговской пустыни» Иван Филиппова. Трудами братьев Денисовых и их учеников на Выге была собрана богатая библиотека (согласно описям середины XIX в., данное собрание, к этому времени уже сильно поредевшее, насчитывало 194 рукописи и 212 печатных книг). Книжное собрание Выголексинского общежительства состояло не только из рукописных и старопечатных богослужебных книг, но также из учебной и полемической литературы. Наряду с собиранием древних книг и икон выговцы занимались подбором других церковно-археологических свидетельств в защиту старой веры. Этот материал был использован при написании «Дьяконовых ответов» (1719 г.) и «Поморских ответов» (1723 г.). Лишённые типографских возможностей, выговцы были вынуждены возродить (и в весьма значительных масштабах) книгописное дело: в их скриптории переписывались как древнерусские произведения (преимущественно в выговских списках сохранились многие редкие памятники русской агиографии), так и сочинения писателей-старообрядцев, в том числе выговских. В Выголексинском общежительстве была создана единственная в старообрядчестве литературная школа, ставшая вариантом московского барокко второй половины XVII в. Особая стилистика, восходящая к древнерусскому стилю «плетения словес», многообразие риторических приёмов, сложный и порой архаизированный язык этих произведений предполагали высокий уровень грамотности читателей.

 



 
PR-CY.ru