ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - Страница 4

Выговцы проявили себя квалифицированными работниками, чем снискали уважение администрации Олонецких заводов: начальника заводов Алексея Степановича Чоглокова, приказчика Повенецкого завода Герасима Традела, коменданта Вилима Ивановича Геннина. К ним выговские киновиархи (в частности, Андрей Денисов) не раз обращались с просьбами о поддержке, в том числе при притеснениях со стороны синодальных властей. Переломным моментом в истории Выголексинского общежительства явились 1713–1717 гг., когда в Новгороде под арестом находился Семён Денисов. Активное противодействие попыткам Новгородского митрополита Иова присоединить его к православной церкви могло стать причиной преследования и закрытия общежительства. Многочисленные выговские литературные памятники, относящиеся к данным событиям, раскрывают духовный переворот, который пережила в этот короткий отрезок времени Выговская пустынь. Выговцы осознали свою преемственность по отношению к раннему старообрядчеству и значение общежительства как оплота «древлего благочестия». Отказавшись от планов переселения в другие места, поморские старообрядцы окончательно связали свою судьбу с Выгом. После возвращения Семёна Денисова на Выг (1717 г.) общежительство пережило период расцвета, связанный, в первую очередь, с деятельностью киновиархов Андрея (1702–1730 гг.) и Семёна (1730–1740 гг.) Денисовых. В 1717–1718 гг. развернулось большое строительство в мужском общежительстве: были выстроены настоятельская и братские кельи, более просторная часовня с трапезной, большая столовая, больница, гостиница, многочисленные хозяйственные сооружения (келарская, хлебная, нарядническая, «возачья», кожевенная, портная, чеботная, медница, кузница, плотницкая, конный двор, амбары). Архитектурно Выговское и Лексинское общежительства были организованы как монастыри: в центре стояла соборная часовня, соединённая с трапезной, из которой крытые переходы вели в столовую; по периметру располагались жилые кельи, больницы, хозяйственные постройки; все строения были обнесены высокой деревянной оградой, главные ворота которой именовались святыми. Трудами первых киновиархов на Выге был создан старообрядческий центр с прочным экономическим и общественным устройством, со многими институтами духовной культуры: системой образования, книжным делом, певческой школой. В структуру старообрядческого сузёмка входили два общежительства: мужское Выговское Богоявленское и женское Лексинское Крестовоздвиженское, с подворьями (женским на Выге, носившим название Коровий двор, и мужским на Лексе), и окружавшие их «скиты», где допускалось проживание семьями. По ревизии 1723 г., в общежительствах было записано 213 душ мужского пола (в Выговском значилось 25 дворов и один скотный двор, в Лексинском – 15 дворов) и 322 души в «скитах»: Шелтопорожском (11 дворов), Верхнем (13 дворов), Тихвиноборском (15 дворов), Волозерском (15 дворов и четыре двора «нищенских»), Тагозерском (13 дворов и два двора «нищенских») и скитах Выгорецкого верховья (13 дворов). Сохранилась рукописная карта-схема Выговского сузёмка середины XVIII в. с указанием 20 скитов: Шелтопорог, Берёзовский, Огорелыши, Солотозерский, Тагозерский, Белое, Волозерский, Лопский, Тихвинский Бор, Пельяки, Сергиев, Надеждин, Корельский Бор, Егозерский, Тервозерский, Куносозерский, Тамбичозерский, Кодозерский, Ладожский, Челозерский. По материалам второй ревизии исследователям видно, что в Выгорецком верховье были ещё отдельные поселения у Перозера, Венихозера, Икшозера, Гавшезера, Немозера, Укшезера, Пилмасозера, «на Пялемской верхотины о Калью реку».

 



 
PR-CY.ru