ВИТОВТ - Страница 8

В Вильно рассчитывали, что нового митрополита признает также часть русских земель за пределами Великого княжества Литовского – Тверь, Великий Новгород и Псков, но этого не произошло. Не удалось добиться и признания нового митрополита Константинополем – собравшийся здесь Собор осудил действия Григория и проклял его (однако вскоре Григорий, по-видимому, получил прощение патриарха, поскольку патриаршие послы на Констанцском соборе присутствовали за литургией, которую совершал Литовский митрополит). Как полагают исследователи, всё это сыграло свою роль в решении Витовта после смерти Григория (1419 г.) снова допустить митрополита Фотия к управлению православными епархиями в Великом княжестве Литовском. Вопрос об этом был решён на встрече святителя и литовского правителя летом 1420 г., после чего митрополит получил возможность объехать все западнорусские православные епархии. В дальнейшем Фотий беспрепятственно управлял митрополией до смерти Витовта. В политике Витовта в отношении Русской церкви важное место занимал вопрос об унии католической и православной церквей. Власти Ордена неоднократно обвиняли правителей Польши и Великого княжества Литовского в том, что они пользуются поддержкой «схизматиков» в войне с Орденом и ничего не делают для их обращения. Поэтому и Ягайло, и Витовт были заинтересованы в том, чтобы в переговорах об унии церквей приняло участие православное духовенство их владений. Витовт убедил митрополита Григория Цамблака посетить в начале 1418 г. Констанцский собор. 25 февраля митрополит выступил с речью на Соборе, в которой высказался за созыв Вселенского собора для достижения согласия между Западной и Восточной церквами. После возвращения Фотия к управлению митрополией вопрос о соединении церквей обсуждался, по-видимому, на встрече Витовта и Фотия в Новогрудке с участием посла императора Мануила II Палеолога (1391–1426 гг.). При неясных обстоятельствах Витовт добился приезда на Констанцский собор послов из Великого Новгорода. После этого папа Мартин V (1417–1431 гг.) назначил Ягайло и Витовта своими викариями в Великом Новгороде, но никаких практических последствий это назначение не имело. Вернувшись в Литву, митрополит Григорий отказался от своего обещания участвовать в унии. В окружении Витовта были написаны «Летописец великих князей литовских», освещавший борьбу за литовский великокняжеский трон в 1380–1390 гг. с позиций, благоприятных для Витовта, и «Похвала Витовту», сохранившаяся в послесловии к «Словам постническим» Исаака Сирина, созданном в 1428 г. для Смоленского епископа Герасима. В «Похвале» Витовт изображён как великий правитель, под властью которого находилась «вся Русская земля», и «крепко служаху ему велиции князи, великий князь московский, великий князь тферьской, великий князь рязанский, Великий Новгород, Великий Псков и, спроста рещи, весь Роуськыи язык». В этом памятнике получила наиболее яркое отражение программа восточной экспансии Великого княжества Литовского.



 
PR-CY.ru