Словарь по христианству В ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ основана в древнерусское время с центром в городе Владимире-Волынском на реке Луге, правом притоке Западного Буга. Традиционная дата учреждения епархии – 992/993 г., вскоре после основания князем Владимиром (Василием) Святославичем города Владимира-Волынского, которая считалась общепринятой в науке XIX в. (митрополит Макарий, Александр Михайлович Андрияшев, Евгений Евстигнеевич Голубинский, Михаил Сергеевич Грушевский и др.), основывается на показании поздней (XVI в.) Никоновской летописи о поставлении в 992/993 г. первых епископов в Чернигов (Неофит), Ростов (Феодор), Владимир-Волынский (Стефан) и в Белгород под Киевом (Никита). Источник этого дополнения к тексту «Повести временных лет…» неясен. Список имён архиереев повторяет имена наиболее ранних достоверно зафиксированных источниками епископов соответствующих кафедр в XI в.: Неофита Черниговского и Никиты Белгородского (упоминается в 1072 г.), Феодора Ростовского (одного из предшественников Леонтия Ростовского, согласно Житию Леонтия XII в.) и Стефана Владимиро-Волынского. Поэтому исследователи считают, что вряд ли сведения Никоновской летописи вполне достоверны, хотя сам факт учреждения Белгородской и Черниговской епархий в правление Владимира Святославича вероятен, а Ростовской епархии не исключён. Поскольку в конце X – первой половине XI вв. во Владимире-Волынском, по крайней мере, в отдельные периоды существовал княжеский стол – при Владимире его занимал один из четырёх старейших Владимировичей Всеволод, при Ярославе (Георгии) Вдадимировиче Мудром – его третий по старшинству сын Святослав (Николай), – то исключать возможность существования здесь епископской кафедры (быть может, периодами вдовствовавшей) уже в то время исследователи не могут. В науке ХХ в. возобладало мнение, что Владимиро-Волынская епархия возникла в последней четверти XI в. при волынском князе Ярополке (Петре) Изяславиче: в 1078–1086 гг. (Александр Николаевич Поппе, Ярослав Николаевич Щапов) или в 1089–1091 гг. (Михаил Дмитриевич Присёлков). Первая из этих датировок исходит из того, что святитель Стефан, игумен Киево-Печерского монастыря после преподобного Феодосия, упомянут в качестве «епискупа в Володимирьскую волость» уже в Житии Феодосия Печерского, которое было написано Нестором, согласно наиболее распространённой гипотезе, в 1080 гг. Однако эту датировку исследователи не могут считать вполне доказанной. Датировка 1089–1091 гг. основана на том наблюдении, что Стефан, упоминаемый как епископ при перенесении мощей Феодосия в августе 1091 г., не значится среди епископов, присутствовавших на освящении Успенского собора Печерского монастыря 14 августа 1089 г. Однако отсутствие Стефана Волынского на печерских торжествах 1089 г. могло иметь свои причины. Тесная связь между епископом Стефаном и волынским князем Давыдом Игоревичем (1086–1099 гг.; ум. в 1112 г.), который в 1109 г. завершил строительство собора в основанном Стефаном на Клове под Киевом монастыре в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (в этом монастыре князь был впоследствии похоронен), подсказывает, что поставление Стефана могло состояться в княжение Давыда и по его инициативе, например, около 1086 или 1088 г., когда Волынская и Туровская волости, бывшие под властью Ярополка Изяславича, оказались разделены.

 



 
PR-CY.ru