ВЕРХОТУРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Согласно рапортам архимандрита Сильвестра, к началу 1720 гг. он обратил в христианство около 2600 человек, в 1726 г. – 1741 человека в Пелымском уезде, 514 человек в Верхотурском уезде, в Пелымском уезде было заложено десять часовен. Во время экспедиции в Верхотурском уезде миссионер подвергся нападению язычников-вогулов, которые в ходе начавшегося следствия обвинили миссионера в насильственном крещении и притеснениях. Распоряжением правительства миссионерская деятельность монастыря была прекращена, в феврале 1730 г. архимандрит Сильвестр переведён в Далматов монастырь. В 1764 г. верхотурский монастырь был отнесён к третьему классу. К 1768 г. в нём была каменная Николаевская церковь с колокольней, две настоятельские кельи «в одном перерубе», два братских корпуса (каждый на две кельи), каменная ограда, построенная в 1750 гг. К 1774 г. вместо деревянных келий были поставлены каменные, к 1784 г. устроен ещё один деревянный братский корпус, хозяйственные службы. В 1764 г. в монастыре жили восемь насельников, в 1784 г. – три монаха и шесть послушников. К концу XVIII в. внутреннее устроение в обители пришло в упадок, проживавшее в монастыре белое духовенство вело «блазненную жизнь». В 1804–1818 гг. верхотурских архимандритов Парфения, Иринея, Иеронима назначали ректорами Пермской духовной семинарии, в монастыре они бывали редко. С 1830 гг. начинается духовный и экономический расцвет верхотурского монастыря, связанный с увеличением числа паломников, приходивших к мощам праведного Симеона, а также с деятельностью архимандрита Афанасия (отказавшегося в 1827 г. от ректорства в семинарии из-за невозможности совмещать обе должности). В 1830 г. настоятель установил общую трапезу для насельников (раньше монахи готовили её себе в кельях). С 1836 г. в монастыре ежедневно служились две литургии. К середине XIX в. обитель ежегодно посещали 70–80 тыс. человек, приезжавших для поклонения праведному Симеону со всех концов России. К 1825 г. было зафиксировано 44 исцеления от мощей святого, в 1825–1904 гг. – 170 чудотворений. Ежегодно 12 сентября устраивался крестный ход. В монастыре началось широкомасштабное каменное строительство: в 1821–1834 гг. была возведена Преображенская церковь с приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и архангела Михаила, в 1830 гг. отремонтирован Николаевский храм, в 1856 г. построена надвратная церковь во имя Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1863 г. по прошению братии придел святых Симеона и Анны в Никольской церкви был переосвящён во имя праведного Симеона Верхотурского. В 1870 г. на братском кладбище поставили деревянную церковь во имя мученика Неофита, в память Пермского архиепископа Неофита (Соснина), похороненного в монастыре. В 1865 г. построена гостиница, в 1889 г. – новый келейный корпус, в 1892–1894 гг. – каменная двухэтажная гостиница, в 1910–1914 гг. – деревянный барак для 500 человек. Монастырю принадлежала заимка Большой Актай (в 8 км от обители), где в 1888 г. был построен деревянный дом для паломников, в 1902–1904 гг. – несколько зданий, в апреле 1894 г. – церковь в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».

 



 
PR-CY.ru