ВТОРОБРАЧИЕ - Страница 3

В древнерусской практике при совершении чина второбрачия к этой молитве прибавлялись некоторые второстепенные молитвословия и песнопения, а также чтения из Еф. 5:20–32 и Мф. 19:3–12 и собственно священнодействие венчания. На Руси и в других славянских странах достаточно долго сохранялась традиция, восходящая к отмеченной ещё у Феодора Студита византийской практике, когда второбрачным венцы возлагались не на головы, а на плечи. При венчании второбрачной и единобрачной сторон молитва читалась только над второбрачной стороной, а затем чин совершался по уставу первого брака с произнесением имени единобрачной стороны прежде второбрачной; от общей чаши с вином вкушали не только супруги, но и все присутствовавшие. Эти особенности венчания второго брака доныне сохраняются в русской старообрядческой и единоверческой практике. Кроме указанной молитвы второбрачия в рукописях встречается иное последование второбрачия, состоящее из молитвы «Господи Боже наш, повелевший соединиться мужу с женой, чтобы стать им одной плотью» и главопреклонной молитвы: «Приклонивший небеса и сошедший для спасения рода человеческого». Также по рукописям известна особая молитва на троебрачие (хотя на практике чин благословения третьего брака к XV–XVI вв. перестал существенно различаться с чином второбрачия «Боже, Боже наш, Бог отцов наших Авраама и Исаака, и Иакова»). К XVI в. вместо отдельной молитвы в Евхологиях зачастую выписываются целые чины второбрачия, составленные с использованием элементов чинов обручения и венчания единобрачных. Так, в рукописи 1516 г. чин второбрачия имеет следующий порядок: начальные молитвословия, молитва: «Господи Боже наш, предведение всего и всякой твари Создатель», обряд соединения правых рук супругов со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», преподание общей чаши с вином с обычной молитвой: «Боже, всё  крепостью Твоей», главопреклонная молитва «Благословен еси, Господи Боже наш, совокуплением составивший человеческий род», сотворивший молитва чина обручения «Боже вечный, разстояшаяся собравый в единение»; на третий день читается обычная молитва «на разрешение чертога новобрачных»: «Господи Боже наш, пришедший в Кану Галилейскую». Порядок обручения: возглас, мирная ектения, молитва, обмен супругов кольцами и лобзанием. Порядок венчания: возглас, мирная ектения, молитва второбрачия, возложение венцов (только в случае единобрачия одной из сторон), молитва троебрачия, преподание мёда (вместо причащения Святых Таин, которое с канонической точки зрения не может входить в состав чина благословения второбрачия), преподание общей чаши с вином, шествие по храму с пением тропаря, обряд соединения правых рук супругов, священнический возглас-наставление жениху, многолетие. Согласно принятым ныне в православной церкви изданиям Евхология и Требника, чин обручения и венчания второбрачия имеет следующий порядок: возглас «Блажен Бог наш», обычное начало с тропарём дня, сокращённая мирная ектения с прошениями о супругах, обычные молитва и главопреклонная молитва обручения, обручение супругов с обычными словами, молитва и главопреклонная молитва второбрачия, венчание супругов с обычными словами, чтения (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие) по чину венчания единобрачных, сокращённая сугубая ектения, обычная молитва венчания, просительная ектения, «Отче наш», преподание общей чаши с вином с обычной молитвой, шествие вокруг аналоя с пением тропарей, снятие венцов с обычными священническими возгласами-поздравлениями супругам, две обычные заключительные молитвы, отпуст венчания. Таким образом, по современным богослужебным книгам второбрачие благословляется фактически по чину благословения единобрачия с незначительными сокращениями (единственное существенное отличие – вставка в чин двух молитв второбрачия покаянного характера).



 
PR-CY.ru