ВТОРОБРАЧИЕ

ВТОРОБРАЧИЕ, или двубрачие – вступление в повторный (в строгом смысле термина – во второй) брак. Вступление в третий брак называют троебрачием, в последующие браки – многобрачием. Церковь всегда считала осуществлением христианского нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание церковно- и священнослужителей из людей, состоящих во второбрачии или женатых на уже бывших замужем, и тем более вступление в повторный брак после принятия сана (1 Тим. 3:2; Апост. 17 и 18; Васил. 12; Неокес. 1; Трул. 3); в Номоканоне XIV титулов исключение делается для уже хиротонисанных чтецов и певцов, которым дозволяется вступление во второй брак в случае смерти супруги без права последующего рукоположения в высшие степени (9 титул, 29 гл.). Тем не менее, при определённых условиях церковь, по слову апостола Павла, дозволяет второбрачие как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не (могут) воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:8–9); «Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14). Будучи отступлением от идеала, второбрачие подвергается церковному наказанию, состоящему в отлучении второбрачных на некоторое время от причащения Святых Таин (на один-два года – Васил. 4; на «непродолжительное время» – Лаодик. 1). Гораздо строже церковные правила относятся к случаям троебрачия; так, Василий Великий называет троебрачие «не более чем дозволенным блудом» и предписывает отлучать троебрачных на пять лет, отмечая, что в практике его времени срок отлучения обычно составлял три-четыре года (Васил. 4 и 50). Последующие браки церковь считает недопустимыми (Васил. 80). Подробным образом канонические вопросы, связанные со второбрачием, разобраны в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря (см. также Брак). Первоначально особого чина церковного благословения второбрачия не существовало, достаточным считалось официальное заключение брака супругами согласно римским законам; после определённого периода отлучения супруги вновь принимались в церковное общение. Некоторое порицание церковью второбрачия выражалось, в частности, в том, что священникам запрещалось даже присутствовать на пиршестве по случаю второбрачия (Неокес. 7; в толковании на это правило Феодор Вальсамон пишет, что в его время (XII в.) оно уже не соблюдалось). Однако с развитием церковного чинопоследования благословения первого брака встал вопрос и о церковном чине заключения второбрачия. Споры относительно самой возможности совершения священнодействия над второбрачными возникли в Византии в конце VIII – начале IX в. в связи с повторными браками императоров Константина V Копронима и Константина VI. Феодор Студит (ум. в 826 г.), один из главных участников этих споров, отрицал такую возможность, упоминая, однако, при этом, что на практике второбрачных нередко венчали по обычному чину, но венцы им возлагали не на головы, а на плечи.

 



 
PR-CY.ru