Словарь по христианству В ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ

ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ

ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ – кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации св. мощей в 1918 – конца 1920 гг., являвшаяся частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации РПЦ, по формированию в народе путём «разоблачений» недоверия к священнослужителям, по искоренению почитания св. мощей, которые рассматривались большевиками как «орудие для затемнения сознания трудящихся», а также как средство извлечения доходов храмами и монастырями. Шла в русле реализации декрета от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», для проведения которого в жизнь был создан Ликвидационный V (позже VIII) отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с Петром Ананьевичем Красиковым. Заняла центральное место в программе мер общегосударственного уровня, направленной на выполнение установки VIII съезда РКП(б) 1919 г. о «полном отмирании религиозных предрассудков» и церкви. Толчком для кампании по вскрытию мощей стало известие о разгроме красноармейцами осенью 1918 г. Александрова Свирского в честь Святой Троицы мужского монастыря (Олонецкая губерния), хранившиеся в нём мощи Александра Свирского объявили «восковой куклой». Вскрытие сопровождалось глумлением над мощами, изъятием серебряной раки. 16 февраля 1919 г. Коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном вскрытии мощей. В нём указывалось, что следует предоставить инициативу местам («вскрытие мощей на местах нужно приветствовать... Разрешение от центра на вскрытие не требуется»). Вскрытие мощей объяснялось советской властью «требованиями трудящихся, красноармейцев...» Для вскрытия мощей создавалась комиссия в составе представителей исполкома, райкома партии, ЧК, врача, духовенства и др. При скоплении публики вскрывалась рака, с мощей снимались облачения. В оскорбляющем верующих виде мощи выставлялись в храме в целях «раскрытия обмана». В публиковавшихся в центральных и местных газетах протоколах вскрытия внимание акцентировалось на таких, по представлению членов комиссий, отталкивающих верующих деталях, как «почерневшие кости», «отсутствие останков», «пыль», «труха». Нередко на вскрытие приглашался фотограф. Но часто даже такой «порядок» вскрытия мощей нарушался. С начала 1919 г. вскрытие мощей происходило повсеместно. 28 января 1919 г. состоялось вскрытие мощей Тихона Задонского, 3 февраля – Митрофана, епископа Воронежского и Елецкого. В феврале 1919 г. состоялось 25 публичных вскрытий мощей, в основном, в храмах Владимирской и Тверской губерний: князя Владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича, князя Глеба Андреевича, князя Владимиро-Суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского, князя Муромского Петра (Давида) и княгини Муромской Февронии, Нила Столобенского, Макария Калязинского и др.

 



 
PR-CY.ru