ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА - Страница 7

Временное правительство предоставило ламаистам право именоваться в официальных документах буддистами. На совещании по делам старообрядцев обсуждался вопрос о предоставлении им широких прав, но выработать единый законопроект оказалось невозможным из-за разделённости старообрядчества на различные толки. Главным событием в жизни православной церкви при Временном правительстве стал поместный Собор, открывшийся в Москве 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы. Временное правительство рассматривало его как учредительное собрание по делам РПЦ. Согласно постановлению правительства от 11 августа, выработанные Собором решения надлежало представлять на утверждение светской власти. С падением Временного правительства 25 октября 1917 г. было упразднено и Министерство исповеданий. В целом, несмотря на некоторую противоречивость своего курса, Временное правительство готовило почву для отделения церкви от государства и создания внеконфессиональной системы. С этой целью РПЦ постепенно освобождалась от опеки государственной власти и одновременно лишалась своих привилегий, но этот процесс не был доведён до конца. Как и в других своих начинаниях, Временное правительство рассчитывало на окончательное решение конфессионального вопроса после Учредительного собрания. Православная церковь при Временном правительстве переживала нелёгкие времена. В прессе публиковалось множество статей с нападками на РПЦ. Во время волны увольнений архиереев лишились своих кафедр многие достойные деятели церкви. Резко ухудшилось материальное положение духовенства сельских приходов: им устанавливали мизерные таксы за требы, и священник не мог прокормить свою, обычно большую, семью. Летом и осенью 1917 г., когда Временное правительство стало терять контроль над политической ситуацией, страну охватила стихия анархии. Начались захваты наряду с помещичьими землями и церковных земель, и имущества, сопровождаемые актами насилия над церковнослужителями. На заседаниях поместного Собора приводились факты физической расправы над приходскими священниками. Всё это происходило ещё до прихода к власти большевиков и в известной мере явилось прологом для последующих жестоких гонений на церковь. Однако при Временном правительстве подобные действия отнюдь не были санкционированы властью, вероисповедная политика Временного правительства принципиально отличалась от политики советского государства. При Временном правительстве в РПЦ складывалось обновленческое движение, и развивались центробежные течения на национальных окраинах. Уже 12 марта 1917 г. на Соборе в Мцхете часть епископов грузинского экзархата и представители клириков и мирян в одностороннем порядке объявили о восстановлении автокефалии Грузинской церкви. 27 марта Временное правительство постановило признать автокефалию, но в качестве «национально-грузинской» церкви, которой не должны были подчиняться негрузинские приходы. Окончательное установление правового положения Грузинской церкви предоставлялось Учредительному собранию. Поместный Собор РПЦ не признал автокефалии Грузинской церкви. В рамках грузинской автокефалии возникло абхазское национальное религиозное движение. Весной 1917 г. начало активно развиваться сепаратистское движение на Украине, ставившее своей целью автокефалию Украинской церкви. Национально-религиозные движения возникли в Бессарабии, Латвии, Эстонии, Финляндии.



 
PR-CY.ru