Словарь по христианству В ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА 27 февраля 1917 г. состоялось последнее перед отречением императора Николая II заседание Святейшего Синода. Предложение составить воззвание к народу по поводу «событий момента» (начало Февральской революции 1917 г.) и в поддержку монархии было отклонено членами Синода во главе с Первоприсутствующим Киевским и Галицким митрополитом Владимиром (Богоявленским). 2 марта власть перешла к Временному правительству, образованному Временным комитетом Государственной думы. Временное правительство осознавало себя как власть принципиально вневероисповедную. 3 марта оно издало «Декларацию Временного правительства о его составе и задачах», в которой провозгласило «полную и немедленную амнистию по всем делам политическим и религиозным» и «отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений». Однако порядок государственного управления церковными делами формально остался прежним: в отношении православной церкви он осуществлялся через обер-прокурора Святейшего Синода, в отношении всех остальных вероисповеданий – через Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД. 3 марта Временное правительство назначило обер-прокурором Святейшего Синода Владимира Николаевича Львова (принадлежал к партии октябристов, член Государственной думы и председатель думской комиссии по церковным вопросам) и ввело его в свой состав на правах министра. 4 марта на заседании Синода он приказал вынести из зала заседаний царский трон и объявил об освобождении православной церкви от былой зависимости от государства и о её праве самой определить форму церковного самоуправления. 6 марта Синод выпустил обращение об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта об отречении царя от престола и об образовании Временного правительства, а также о совершении молебствий «об утишении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой державе Российской и Благоверному Временному правительству». Епархиальному начальству рекомендовано было проводить съезды с принятием резолюций в поддержку новой государственной власти. 7 марта В.Н. Львов неожиданно уведомил Синод, что Временное правительство считает себя облечённым всеми прерогативами, которыми обладала свергнутая царская власть в церковных делах, а сам он будет «безапелляционным их вершителем». В ответ на это 8 марта шесть членов Синода подписали заявление, что они не могут брать на себя ответственность за навязанные им обер-прокурором или правительством постановления. В.Н. Львов стремился как можно быстрее «освободить» церковь от «реакционного епископата». 6–7 марта были уволены на покой как «ставленники Распутина» Петроградский митрополит Питирим (Окнов) и Тобольский и Сибирский архиепископ Варнава (Накропин). Вынужден был под давлением уйти «на покой» Московский митрополит Макарий (Невский). За этим последовала волна увольнений архиереев других епархий. Противоречия в отношениях обер-прокурора с церковными иерархами объяснялись не только его личными качествами, но и тем обстоятельством, что «прежде фигура обер-прокурора... была личным органом царской власти, самой же Церковью миропомазанной и призванной к церковным делам».

 



 
PR-CY.ru