ВОСКОМАСТИХ

ВОСКОМАСТИХ – клейкое вещество, используемое в православном чине освящения храма. Причина появления воскомастиха среди необходимых для освящения храма предметов и веществ заключается в том, что в Византии св. престолы сооружались из мрамора или другого камня, и воскомастих служил основным связующим веществом, склеивая отдельные части престола (в первую очередь, дску св. престола с поддерживающими её столбцами) между собой. В описаниях византийских Евхологиев XI и последующих веков в состав воскомастиха входил разогретый воск, куда помещали равные части мастики (добывавшейся из мастикового дерева, Pistacia Lentiscus) и мраморной крошки; в поздневизантийское время утвердилась практика добавлять в воскомастих ещё и ароматические вещества – ладан, смирну, алой. В начале освящения престола кипящий воскомастих вливался в специально устраивавшиеся из папируса или бумаги вместилища в верхних частях столбцов, и на столбцы сразу полагалась дска престола, приклеиваясь к ним за счёт воскомастиха; во время водружения дски пели Пс. 141, а пока воскомастих остывал (и, таким образом, невозможно было перейти к следующей части чина освящения), – Пс. 22. К XV в. воскомастих получил символическое толкование; архиепископ Фессалоникийский Симеон (ум. в 1429 г.), считал, что воскомастих как клейкое вещество символизирует соединение человечества и Божества и связующую любовь Христову, а как ароматное вещество указывает на погребение Спасителя. В современной греческой практике, рассматривающей камень как нормальный материал для сооружения св. престола, воскомастих сохранил своё практическое значение. На Руси в домонгольскую эпоху престолы также были из камня или плинфы, но к XVII в. из-за труднодоступности мрамора и других материалов большое распространение получили деревянные престолы, и дску к столбцам стали прикреплять при помощи введённых для этого в чин гвоздей. Такой способ крепления дски сделал воскомастих ненужным, поэтому хотя в современной русской редакции чина освящения храма воскомастих упоминается, но готовится он без использования мраморной крошки, допускается даже замена мастики ладаном. Для случаев же освящения каменных престолов рубрики современного русского Чиновника, касающиеся технологических подробностей сооружения престола, неприменимы, и пользуются традиционной византийской редакцией чина освящения храма.

 
PR-CY.ru