Словарь по христианству В ВЛАДИМИР, Пищулин Владимир Фёдорович

ВЛАДИМИР, Пищулин Владимир Фёдорович

ВЛАДИМИР, Пищулин Владимир Фёдорович (1889–1938 гг.) – иеромонах, преподобномученик (память 28 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из дворян. После окончания гимназии в Витебске поступил в 1908 г. на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, осенью того же года перешёл в Московский университет, где проучился год, после чего вернулся в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, который окончил в 1914 г. Преподавал в гимназии, читал лекции по психологии в Народном университете. С 1917 г. жил в Витебске, где в течение нескольких месяцев был секретарём губернского комитета кадетской партии. В конце 1918 г. вернулся в Петроград. Состоял членом Дома учёных, с 27 февраля 1921 г. был членом философского общества. 24 декабря 1919 г. В.Ф. Пищулин был рукоположён во диакона, 1 января следующего года – во иерея, служил в церкви святых Захария и Елисаветы вместе с протоиереем Александром Ивановичем Введенским, впоследствии ставшим одним из основоположников обновленчества; одновременно В.Ф. Пищулин  был настоятелем Никольской церкви при Доме слепых на Моховой ул. Неоднократно выступал с публичными лекциями в Петроградском Богословском институте, был введён в корпорацию института, 30 августа 1921 г. назначен ассистентом кафедры христианской педагогики. Уклонился в обновленчество, был одним из его активных распространителей и апологетов. 31 мая 1922 г. арестован по обвинению в участии «в нелегальной группе, члены которой для разрешения вопросов антисоветского характера собираются на конспиративных квартирах», 26 сентября выслан из Петрограда в Оренбург как «крайне неблагонадёжный в политическом отношении». После возвращения в Ленинград 9 декабря 1924 г. был пострижен в рясофор, возведён в сан «архимандрита», 19 декабря 1924 г. назначен и 8 марта 1925 г. в Казанском соборе «хиротонисан» во «епископа Охтенского» обновленческими «митрополитом Ленинградским» Вениамином (Муратовским), «митрополитом Московским» Серафимом (Руженцевым) и «архиепископом Ладожским» Николаем (Соболевым). Участвовал в третьем обновленческом соборе 1925 г. с правом решающего голоса. Преподавал догматическое богословие в Ленинградском Богословском институте. В ноябре 1925 г. назначен «епископом Псковским», от назначения отказался и ушёл на покой. 14 августа 1926 г. Владимир принёс покаяние в грехе раскола, архиепископом Алексием (Симанским; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) был присоединён к православной церкви в сане иеромонаха. Благодаря глубоким знаниям, широкой эрудиции и ораторскому дару занимал видное место в религиозной и общественной жизни Ленинграда. Вёл борьбу с обновленцами, полемизировал с А.И. Введенским, выступал с докладами на богословские и философские темы в Доме учёных. Состоял в братстве Серафима Саровского, организованном Иваном Михайловичем Андреевым, в сентябре 1927 г. на заседании братства выступил с докладом о евхаристии.

 



 
PR-CY.ru