Словарь по христианству В ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ

ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ

ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ – славянское государство, существовавшее в IX в. на территории современной Чехии и Словакии. Попытки отдельных исследователей предложить иную локализацию Великой Моравии являются неубедительными. Образовалась Великая Моравия в начале 830 гг., когда Моймир, князь мораван (населения долины реки Моравы в Чехии), изгнал Прибину, князя Нитры (город в современной Словакии), и присоединил его земли к своим владениям. При преемнике Моймира, его племяннике князе Ростиславе (846–870 гг.), Великая Моравия вела долгую и напряжённую борьбу за независимость против притязаний Восточнофранкского королевства. Его правитель Людовик II Немецкий (849–875 гг.) сумел захватить и ослепить князя Ростислава, лишь воспользовавшись конфликтом между Ростиславом и его племянником князем Святополком (Свентоплуком). Для управления Великой Моравией были присланы немецкие графы. Однако вскоре против чужеземной власти началось восстание, которое возглавил князь Святополк. По условиям мира, заключённого в 874 г., Восточнофранкское королевство признало самостоятельное существование Великой Моравии. Правление князя Святополка (870–894 гг.) – период политического расцвета Великой Моравии, к концу которого под властью князя Святополка помимо мораван находились чехи, лужицкие сербы, племя вислян, проживавшее на территории современной Южной Польши, земли в Паннонии. В 894 г., после смерти князя Святополка, бо́льшая часть этих земель отпала от Великой Моравии, но его сыну Моймиру II удалось отстоять самостоятельность своего государства. В начале X в. (между 902 и 908 гг.) Великая Моравия как государство перестала существовать под ударами союза венгерских племён. Проникновение в Великую Моравию христианства началось ещё во время правления князя Прибины: при нём в Нитре архиепископ Зальцбургский Адальрам освятил первый храм. В 831 г., когда епископ Пассау Регинхар обратил мораван в христианство, Великая Моравия стала особой областью в составе епископства Пассау (Бавария). Церковное управление находилось в руках присылавшихся Пассауским епископом архипресвитеров. С деятельностью немецкого духовенства в Моравии связано появление так называемых «заповедей святых отцов», славянского перевода источника близкого Мерзебургскому пенитенциалу IX в., и строительство христианских храмов. Только при раскопках в столице Великой Моравии, располагавшейся у современного села Микульчице в Чехии, археологи обнаружили фундаменты 12 каменных церквей. Но за пределами укреплённых «градов» христианство было распространено слабо: в IX в. в сельской местности сохранялись языческие погребальные обряды. С началом войн между Великой Моравией и Восточнофранкским королевством отношения княжеской власти с немецким духовенством из Баварии осложнились. В 860 гг. князь Ростислав обратился в Константинополь с просьбой прислать учителя, который «изложил бы на нашем языке правую христианскую веру». Посланные императором Михаилом III братья Кирилл (Константин) и Мефодий, создатели славянской письменности, при поддержке князя Ростислава обучили славянскому письму многих учеников, ввели богослужение на славянском языке и боролись с языческими обычаями, сохранявшимися у жителей Великой Моравии.

 



 
PR-CY.ru