ВИССАРИОН

ВИССАРИОН (вторая половина IV в.?) – преподобный, чудотворец египетский (память в Коптской церкви 25 месора (18 августа), память в Русской церкви 6 июня). Сведения о нём содержатся в Apophthegmata Patrum, пространной версии «Лавсаика» и копто-арабском и эфиопском синаксарях. Был современником преподобного Иоанна Ликопольского. Согласно копто-арабскому синаксарю, Виссарион родился в христианской семье. Желая вести «ангельскую жизнь», много лет получал наставления у подвижника Антония, а затем ушёл в Скит к преподобному Макарию (вероятно, Макарию Великому). Известно, что у Виссариона был, по крайней мере, один ученик по имени Дула. Apophthegmata Patrum изображают Виссариона как молитвенника и чудотворца: он превратил морскую воду в пресную, остановил заходящее солнце, ходил по водам как посуху, молитвой излечил бесноватого, мог провести около сорока суток стоя, без сна. В пространной версии «Лавсаика» есть рассказ о его нестяжании: Виссарион накрыл плащом мертвеца, нищему на рынке отдал хитон и сидел нагой с Евангелием под мышкой, пока проходящий мимо чиновник не одел его. Затем продал Евангелие, чтобы отдать вырученные деньги неимущим. По мнению Леона Реньё, рассказ из «Лавсаика» относится не к Виссариону, а к египетскому подвижнику Серапиону. Почитание Виссариона распространилось за пределы Египта. В византийских минеях он упомянут под 20 и 28 февраля, 6 и 17 июня, в византийских синаксарях – под 27 и 29 ноября. В римском Мартирологе Цезаря Барония упомянут под 17 июня и ошибочно приписан к святым Фригии. В честь Виссариона гимнографом Иосифом был составлен канон, а кардиналом Виссарионом – энкомий. Виссариона исследователи не советуют путать с преподобным Пассарионом, Палестинским архиепископом, упомянутым у Кирилла Скифопольского, а также с Виссарионом Египетским, предполагаемым учеником преподобного Исидора Пелусиота. Память Виссариона с памятью преподобного Илариона 6 июня указывается во всех списках Иерусалимского устава, начиная с древнейших и до греческих и славянских печатных изданий. Их памяти сопровождаются указанием «Аллилуия», т.е. в этот день совершалась будничная служба с поклонами, на утрене вместо «Бог Господь» пели «Аллилуия», тропаря у Виссариона не было. В реформированном тексте Типикона 1682 г. появляется ремарка: «Аллилуия или тропарь», выписывается общий тропарь преподобных. Это изменение произошло в связи с общим процессом добавления тропаря для всех святых, не попадающих в период Великого поста. В современной греческой Минее приводится только последование преподобного Илариона. Современное последование Виссариона включает в себя общий тропарь Виссариону и преподобному Илариону, кондак второго гласа на подобен «Твердыя», канон второго гласа творение Иосифа. В рукописях встречаются также другие каноны Виссариону: второго плагального, т.е. шестого, гласа, без акростиха, ирмос (начало: «Благодать божественной капли мне пролей»); плагального первого, т.е. пятого, гласа, с акростихом, с именем Арсения в восьмой песни канона, ирмос (начало: «Взору неусыпающему, видящему всю землю»).

 
PR-CY.ru