«ВОСПОМИНАНИЕ ОТЧАСТИ СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ, КАКО НАРЕЧЕНА БЫСТЬ СВЯТАЯ ГОРА И КОИХ ВИН (ДЕЛ) РАДИ ТАКО ПРОЗВАСЯ»

«ВОСПОМИНАНИЕ ОТЧАСТИ СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ, КАКО НАРЕЧЕНА БЫСТЬ СВЯТАЯ ГОРА И КОИХ ВИН (ДЕЛ) РАДИ ТАКО ПРОЗВАСЯ» – средневековое сочинение, повествующее об истоках христианства на Афоне и объясняющее, по какой причине это место именуется Святой Горой и «жребием» («уделом») Пресвятой Богородицы. Происхождение греческого оригинала памятника предположительно связано с афонским Иверским монастырём. Не позднее XVI в. «Воспоминание…» было переведено на просторечный греческий (новогреческий) и славянский языки. Новогреческая версия, известная по нескольким рукописям из библиотек афонских обителей, была, по мнению учёного монаха Феодорита Филофеита (XVIII в.), написана неким сербом, плохо знавшим греческий язык. Славянские переводы известны в двух редакциях – в виде отдельной повести и в составе «Сказания о Святой горе Афонской» Стефана Святогорца (около 1568 – 1574 гг.). В начале «Воспоминания…» рассказывается, как Богородица при разделении стран для апостольской проповеди получила по жребию Иверию (Грузию), но по приказу архангела Гавриила осталась в Святой земле. Позднее, во время Её поездки на Кипр к Лазарю, корабль по вышнему промыслу был отнесён бурей к берегам Афона. Богоматерь обратила в христианство жителей и поставила епископом некоего Климента, после чего, помолившись о новом дарованном ей жребии, отплыла на Кипр к Лазарю. Завершается повесть известием о том, что Иверия была просвещена светом веры Христовой в царствование императора Константина, а также даётся краткий рассказ об основании этим императором первых обителей на Святой Горе. Степень исторической достоверности «Воспоминания…» проанализирована (по версии Стефана Святогорца) епископом Порфирием (Успенским). Опираясь на разыскания Феодорита Филофеита, показавшего, что приводимые в сочинении сведения не находят подтверждения в древних источниках, епископ Порфирий предположил, что сказание было создано греческими монахами Иверского монастыря между 1568 и 1659 гг. на основе древних преданий о прибытии на Афон иконы Богоматери, принесённой первым крестителем афонитов Иерусалимским епископом Климентом. Исследователи считают, что гипотеза епископа Порфирия нуждается в уточнении, поскольку краткий рассказ о посещении Богоматерью Афона, сюжетно сходный с «Воспоминанием…», содержится уже в послании Тверского епископ Нила (Грека; 1508–1521 гг.) Юрию Дмитриевичу Траханиоту. Впрочем, исследователи не могут сказать с уверенностью, восходит он к «Воспоминанию…» или же отражает устное предание.

 



 
PR-CY.ru