ВЕРБИЦКИЙ Михаил Михайлович

ВЕРБИЦКИЙ Михаил Михайлович (1815–1870 гг.) – греко-католический священник, украинский композитор, хоровой дирижёр. Начальное музыкальное образование получил в певческо-музыкальной школе при хоре греко-католической кафедральной церкви в Пшемысле (1829–1833 гг.), обучался теории музыки и композиции у чешского дирижёра и композитора А. Нанке. В 1833 г. М.М. Вербицкий переехал во Львов, где учился в гимназии, а затем в греко-католической духовной семинарии (1833–1842 гг.). Пел в церковных хорах Львова, работал дирижёром и преподавателем пения в духовной семинарии. В 1846 г. возвратился в Пшемысль; находясь на службе в консистории, брал уроки у чешского музыкального теоретика и композитора Франтишека Лоренца, которому впоследствии посвятил свою мессу B-dur. После 1848 г. М.М. Вербицкий начал писать музыку к драматическим спектаклям. В 1850 г. экстерном закончил духовную семинарию и был рукоположён во священника. С 1856 г. служил в сельских приходах села Млыны близ Яворова. В 1860 гг. сочинил более 20 музыкально-сценических произведений разных жанров, став фактически штатным композитором Львовского театра. Его первые церковно-музыкальные сочинения относятся, возможно, ещё к гимназическому периоду: «Да исполнятся уста наша» (B-dur) и «Иже херувимы» (Es-dur). Впоследствии были созданы в Пшемысле – Литургия (1847 г.), 12 причастных стихов (не сохранились), в Млынах – «Тебе поём», «Иже херувимы», «Святый Боже» (автографы 6 и 12 апреля 1870 г.). Его духовно-музыкальное творчество было тесно связано с исполнительской практикой, чему во многом способствовала и деятельность М.М. Вербицкого в качестве дирижёра хора Львовской духовной семинарии. В его творчестве синтезированы традиции украинского церковного пения (стилевые особенности напевов Ирмологиона, партесного многоголосия), фольклора (прежде всего, прикарпатского региона), городской музыкальной культуры (канты) с влиянием стиля Дмитрия Степановича Бортнянского, а также раннеромантическими тенденциями западноевропейской музыки. Характерны поступенное мелодическое движение, ритмическая уравновешенность, структурная ясность, мелодизация фактуры в условиях выраженного гомофонно-гармонического склада. У Д.С. Бортнянского М.М. Вербицкий заимствовал принцип контрастирования хорового tutti и ансамбля солистов, однако к жанру духовного концерта он не обращался, тяготея к хоровым миниатюрам. Самым развёрнутым его духовно-музыкальным произведением является Литургия для смешанного хора (1847 г.), позднее переработанная автором для мужского хора и в таком варианте впервые исполненная в 1865 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы во львовском кафедральном соборе св. Юра. Духовные произведения М.М. Вербицкого получили широкую известность и использовались как в греко-католической, так и в православной богослужебной практике. Его музыкальное наследие сохранилось не полностью, существует небольшое количество автографов и печатных изданий. Из рукописей-неавтографов наиболее достоверными считаются списки, выполненные в 1871 г. учеником М.М. Вербицкого священником и композитором Виктором Матюком.

 
PR-CY.ru