Словарь по христианству В ВАСИЛЬЕВСКИЕ ВРАТА

ВАСИЛЬЕВСКИЕ ВРАТА

ВАСИЛЬЕВСКИЕ ВРАТА – церковные двери, заказанные для собора Святой Софии в Великом Новгороде в 1335/1336 г. архиепископом Василием Каликой; памятник средневекового новгородского искусства. В 1570 г. Васильевские врата были вывезены царём Иваном IV Грозным в Александровскую слободу и помещены в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в 1660 гг. освящённой во имя Святой Троицы; ныне находятся в южном портале собора александровского Успенского монастыря. Созданные в Новгороде местными мастерами (по мнению искусствоведа Виктора Никитича Лазарева, их было четверо) Васильевские врата свидетельствуют о сохранении в Древней Руси XIV в. домонгольских технологий, например, золотой наводки (огневого золочения), известной только по русским памятникам (южные и западные врата собора Рождества Богородицы в Суздале, первая треть XIII в.). На медную пластину наносился рисунок, закреплялся специальным составом (смесью ртути и золота), при нагревании ртуть испарялась, на медной пластине оставалось золотое изображение. Васильевские врата состоят из двух створок прямоугольного формата с закруглённой верхней частью (высота 320 см, общая ширина 103,5 см) и включают 26 пластин (средний размер 35,5х26,7 см), расположенных в семь рядов по вертикали, попарно на каждой створке, валики между пластинами, украшенные бляшками с образами святых и орнаментами. Для древнейших частей Васильевских врат характерны графичность, изобилие линий и ассиста, напряжённость художественной формы, выраженная в удлинённости пропорций и резких контурах фигур. В разработке иконографической программы, по мнению исследователей, активное участие принимал ктитор, архиепископ Василий Калика. Возможно, он ориентировался на памятники Иерусалима и Константинополя, известные ему как паломнику. К древнейшим изображениям относятся фигуры на внешнем валике, разделяющем створки: Господь Вседержитель на престоле, Богоматерь Оранта и предстоящий Христу архиепископ Василий. Большее число композиций посвящено праздничному циклу, земному пути Христа (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Воскрешение Лазаря, Распятие, Снятие с креста, Гроб Господень/Явление ангела женам-мироносицам, Сошествие во ад, Вознесение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Сошествие Святого Духа). Среди сюжетов также «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» и назидательные образы на пластинах нижнего ряда, библейские сцены с эпизодами из истории царей Давида, Соломона и апокрифического Китовраса; некоторые из этих сцен, например, «Притча о сладости мира», близки образам литературных произведений, созданных архиепископом Василием, например, из «Послания о рае».

 



 
PR-CY.ru