ВИТ, МОДЕСТ И КРИСКЕНТИЯ - Страница 3

Из Саксонии культ Вита распространился в Центральной Европе. Начало почитания Вита у славян относится к великоморавскому периоду. По мнению исследователей, уже в кирилло-мефодиевскую эпоху (последняя четверть IX в.) близ Старе-Места (предполагаемая столица Велеград) была построена церковь во имя Вита. В Житии св. Вячеслава, написанном в середине XIV в. по указу императора Карла IV, с этим храмом связывается крещение чешского князя Борживоя и его жены св. Людмилы. По мнению ряда исследователей, распространению культа Вита в Великой Моравии могло способствовать пребывание равноапостольного Мефодия в заточении в монастыре Элльванген в Швабии (по другой версии, в монастыре Райхенау), покровителем которого почитался этот святой. Около 935 г. князем Вячеславом была построена церковь св. Вита в Праге, которая с учреждением в 972/973 г. Пражской епископии стала кафедральным собором. В легендах о св. Вячеславе первой половины XIII в. содержится рассказ о том, что чешский князь получил руку Вита в дар от германского короля Генриха I, и в связи с этим Чехия была освобождена от повинностей в пользу Священной Римской империи. Благодаря ключевой роли чешско-польских отношений в крещении польского князя Ме́шка I (около 966 г.) почитание Вита проникает из Чехии в Польшу; именно Виту посвящена базилика, построенная Ме́шком в Гнезне. Распространение почитания Вита у полабских и поморских славян могло быть связано с созвучием его имени с именем славянского языческого божества Святовита, главный храм которого находился на острове Рюген. У южных славян (сербов, словенцев, хорватов) Вит почитается как целитель от глазных болезней. В сербской истории день памяти Вита («Видов дан») приобрёл особое значение в связи с тем, что 15 июня 1389 г. произошла битва на Косовом поле – «гибель царства» (в конце XIX в. в связи с этим событием дата была внесена в сербский церковный календарь). На Руси почитание Вита распространилось в киевский период. Память Вита, Модеста и Крискентии указана в древнейших календарях – месяцесловах Остромирова Евангелия 1056–1057 гг. и Архангельского Евангелия под 15 июня. Если в южнославянских месяцесловах память Вита, Модеста и Крискентии встречается только под этим числом, то в древнерусских богослужебных книгах эти даты чётко разведены в жанрово-типологическом отношении: 15 июня – в Минеях служебных и месяцесловах, 16 мая – в Прологах и в Четьих Минеях. Служба Виту, Модесту и Крискентии с каноном, известная во всей православной славянской традиции, отлична от греческой, содержащихся в рукописях южноитальянского происхождения. Помимо древнерусских служебных Миней XII в. она встречается также в составе сербских рукописей XIII – начала XIV вв. Возможно, она попала в них через посредство древнерусских рукописей (рукописная традиция и редакционные особенности текста изучены недостаточно). В служебные Минеи, составленные по Иерусалимскому уставу, получившие распространение у южных славян с первой половины XIV в., а на Руси – с начала XV в., служба Виту не была включена. Имя Вита вошло в перечень наиболее почитаемых святых в составе молитвы против дьявола и молитвы Святой Троице, проникших на Русь соответственно из Великой Моравии и Чехии. В древнейших списках (конца XIV в. или рубежа XIV–XV вв.) молитвы Святой Троице упоминание Вита предшествует имени св. Вячеслава Чешского. Современные богослужебные книги не содержат последования мученикам, но в древних греческих рукописях сохранился канон им второго плагального, т.е. шестого, гласа, с акростихом «Похвалу пою страстотерпцу Виту», ирмос (начало: «Подобно молнии ликуя на небесах с ангелами, славный») содержит две стихиры и седален Виту.



 
PR-CY.ru