Словарь по христианству В ВЕРХОВСКИЙ Павел Владимирович

ВЕРХОВСКИЙ Павел Владимирович

ВЕРХОВСКИЙ Павел Владимирович (1879–1943 гг.) – протоиерей, историк церкви, специалист по церковному праву. Из дворян. После гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1902 г., после чего был оставлен на кафедре церковного права для подготовки диссертации (научный руководитель – историк церковного права Михаил Иванович Горчаков). В 1902–1906 гг. также учился в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. В 1906 г. поступил на службу в канцелярию обер-прокурора Святейшего Синода. 15 ноября 1908 г. представил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета магистерскую диссертацию «Населённые недвижимые имения Святейшего Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого, 15 июля 1726 – 12 января 1763 гг.» (защита состоялась 18 мая следующего года). 28 февраля 1909 г. П.В. Верховский был избран доцентом на кафедре истории русского права Варшавского университета, с 17 июля – экстраординарный профессор, с 26 ноября 1913 г. – ординарный профессор. С 10 декабря 1909 г. был бессменным секретарём юридического факультета. В течение ряда лет исполнял общественные должности члена библиотечной комиссии и члена профессорского дисциплинарного суда. В 1910–1911 и 1914 гг. выезжал в научные командировки, в том числе за границу, для написания докторской диссертации. Защита диссертации «Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент»: К вопросу об отношении Церкви и государства в России» состоялась в 1917 г. на юридическом факультете Московского университета, 20 мая совет университета утвердил П.В. Верховского доктором церковного права. Эта работа до настоящего времени остаётся наиболее серьёзным исследованием церковных реформ императора Петра I. Учёный пришёл к выводу, что составитель «Духовного регламента» архиепископ Феофан (Прокопович) «находился всецело под влиянием идей протестантизма и школы естественного права», а также политических воззрений, господствовавших в Европе в XVII – начале XVIII вв. Следствием реформ, по мнению П.В. Верховского, стала утрата церковью в России юридической самостоятельности, прикрепление духовенства к государственной службе, приспособление государством церковного учения к собственным задачам.

 



 
PR-CY.ru