Словарь по христианству В ВАРЛААМИЕВ ХУТЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ВАРЛААМИЕВ ХУТЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ВАРЛААМИЕВ ХУТЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии), в посёлке Хутынь в 10 км от Новгорода, на правом берегу реки Волхов, первоначально мужской. В конце XII в. в «пусте месте» при впадении реки Малый Волховец в Волхов подвизался Варлаам Хутынский вместе с несколькими пустынниками, среди которых известен представитель боярства Неревского конца Новгорода Прокша Малышевич (в монашестве Порфирий; ум. в 1207 г.). Вторая редакция Жития Варлаама, созданная в XV в., сообщает, что преподобный видел «знамение лучей Божественных» на месте будущей обители. Варлаам поставил кельи, ископал колодец, построил, как полагают исследователи, сначала деревянную, затем каменную церковь в честь Преображения Господня, которую в 1192 г. освятил Гавриил (в схиме Григорий), архиепископ Новгородский (фундамент храма обнаружен при раскопках в 1981–1982 гг.). Архиепископ Григорий «нарече манастырь» и возвёл Варлаама в сан игумена. Согласно сохранившейся вкладной пергаменной грамоте Варлаама, основатель даровал обители «рыбные и гоголиные ловли и пожни» на противоположном берегу Волхова, село Слудица с церковью великомученика Георгия, а также остров с рыбной тоней на Малом Волховце. Общежительный устав, данный Варлаамиеву монастырю, не сохранился, наиболее раннее свидетельство об общежитии в Варлаамиевом Хутынском  монастыре привёл Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» (начало XVI в.): настоятель имел общую трапезу с насельниками, «о нуждах и делах советовался с тремя или четырьмя из старшей братии, а потом предлагал дела на общее рассуждение братии». Варлаам был погребён в Преображенском соборе обители. Около 1208/1209 г. в обители принял постриг Антоний (Добрыня Ядрейкович), избранный в 1210 г. архиепископом Новгородским, весной 1228 г. вернувшийся в обитель из-за болезни. В Варлаамиевом Хутынском монастыре подвизались Антоний Дымский и Прокопий Устюжский, о чём сообщают их Жития. Насельниками монастыря были Новгородские архиепископы Иоанн II, святители Симеон и Евфимий II, при котором в 1440 г. была открыта гробница с останками преподобного Варлаама. После освидетельствования нетленные мощи были положены под спуд. Согласно второй редакции Жития Варлаама, в начале XV в. у гроба преподобного исцелился младший брат великого князя, Новгородский князь Константин Дмитриевич. В 1460 г. Варлаамиев Хутынский монастырь посетил великий князь Василий II Васильевич с сыновьями Юрием и Андреем, в том же году у гроба Варлаама исцелился постельник великого князя Григорий Тумгень. В 1471 г. великий князь Иван III Васильевич ходил походом на Новгород. Согласно Распространённой редакции Жития Варлаама (XVI в.), когда Иван III приказал игумену Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася», и князь выбежал из собора, бросив свой посох. Несмотря на то что после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. монастырь утратил часть имений, он оставался одним из богатейших в Новгородской епархии и по количеству земельных владений (976 дворов, 1036 обеж) уступал только Юрьеву монастырю.

 



 
PR-CY.ru