Словарь по христианству В ВАЛААМСКИЙ РАСПЕВ

ВАЛААМСКИЙ РАСПЕВ

ВАЛААМСКИЙ РАСПЕВ – совокупность музыкальных вариантов церковных песнопений, бытовавшая в Валаамском монастыре. Проблемы происхождения распева, его самостоятельности или, напротив, зависимости от других распевов не нашли в настоящее время однозначного решения в современном музыковедении. В архивах России древние певческие рукописи Валаама, которые могли бы стать объектом исследования, не сохранились. В описании древлехранилища Валаамского монастыря, сделанном в 1913 г., значились четыре рукописных певческих «Ирмология»: два из них были записаны знаменной нотацией, два – квадратной нотолинейной (в последнем есть примечание «ноты крюковые на пятилинейной системе»). Самая древняя рукопись, «Ирмологий нотный с месяцесловом» (полуустав XV в., раздельноречие), была отнесена составителями к эпохе князей, т.к. в припевах на девятой песни канона Сретению Господню упоминается князь (к тому же периоду относился и сокращённый «Ирмологий»). Нотолинейная рукопись «Ирмологий и праздники», а также (как полагают исследователи) «Ирмологий и некоторые стихиры из нотного Обихода» были созданы переписчиком Петром Макарьевым в 1690 г. По данным исследователя церковной музыки Ивана Алексеевича Гарднера (1898–1984 гг.), в настоящее время в музее города Куопио в Финляндии находятся два крюковых Ирмология. При отсутствии рукописей важным источником сведений о певческой традиции Валаамского монастыря являются описания, оставленные паломниками. Первое описание (1847 г.) принадлежит Игнатию (Брянчанинову), который отметил особую выразительность валаамского пения, «глубокое набожное чувство и необыкновенную энергию, которая потрясает душу». Услышанный им напев он назвал знаменным (или «столбовым»): «Тоны этого напева величественны, протяжны, заунывны, изображают стоны души кающейся… Эти тоны – в гармонии с дикою, строгою природою, с громадными массами гранита, с тёмным лесом, с глубокими водами». Ценные сведения о монастырском пении во второй половине XIX в. содержит книга директора канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода композитора Дмитрия Николаевича Соловьёва (1843–1909 гг.) «Церковное пение в Валаамской обители». Если святитель Игнатий писал, что в монастыре «древние рукописи уничтожены», то Д.Н. Соловьёв представлял Валаам как монастырь, «до сей минуты поющий по знаменным книгам». Он считал неоспоримым факт непрерывной исторической преемственности певческой традиции с основания монастыря до конца XIX в. и называл Валаам «живым свидетелем знаменного периода». Регент московского подворья Валаамского монастыря Александр Загребин подвергает сомнению это утверждение, т.к. возрождение монашеской жизни, по его мнению, начинается лишь в 1782 г. и связано с приходом саровского старца Назария (Кондратьева), который принёс в монастырь устав и традиции пения Саровской пустыни. В целом на Валааме преобладала устная певческая традиция. По свидетельству Д.Н. Соловьёва, и монастырские певчие, «и все остальные члены монастырского причта – иеродиаконы, иеромонахи, не исключая даже и отца наместника», входившие в состав хора, знали весь круг церковного пения наизусть, не нуждаясь в нотных книгах. К началу ХХ в. возникла необходимость письменной фиксации традиции с целью её сохранения для молодого поколения монахов.

 



 
PR-CY.ru