Словарь по христианству В ВАССИАН, Стригин-Оболенский Василий Иванович

ВАССИАН, Стригин-Оболенский Василий Иванович

ВАССИАН, Стригин-Оболенский Василий Иванович (ум. в 1508 г.) – епископ Тверской. Сын московского боярина и воеводы Ивана Васильевича Стригина-Оболенского из рода тарусских князей – потомков Михаила Всеволодовича Черниговского, двоюродный брат Ростовского архиепископа Иоасафа. До поставления во епископа Вассиан был архимандритом тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (как полагают исследователи, с 1461 г., когда настоятель этой обители Геннадий (Кожин) стал Тверским епископом). 6 декабря 1477 г. в Москве Вассиан был хиротонисан на Тверскую кафедру, хиротонию возглавил митрополит Геронтий, при совершении таинства присутствовал великий князь Иван Иванович Молодой, старший сын и соправитель великого князя Ивана III Васильевича. Поставление Тверским епископом сына одного из близких советников Ивана III отразило растущую зависимость Тверского княжества от Москвы. При поставлении Вассиан дал митрополиту Геронтию повольную (присяжную) грамоту, в которой подчинял митрополиту «свою волю и хотение» на все церковные дела, совершаемые тем «по святым правилом» и «соборне». При нём произошло присоединение Твери к Москве. В начале июля 1485 г. к Ивану III прибыло тверское посольство во главе с Вассианом, которое имело целью урегулирование напряжённых отношений с великим князем. Однако оно не было принято Иваном III, в августе московские войска выступили на Тверь. 11 сентябре Вассиан, тверские служилые князья и бояре из осаждённого города явились в ставку Ивана III и признали присоединение Твери к Москве. Несмотря на потерю Тверским княжеством независимости, Вассиан остался на Тверской кафедре до своей смерти. Он являлся участником ряда церковных Соборов, проходивших в Москве в конце XV – начале XVI вв.: 12 сентября 1490 г. присутствовал при поставлении на митрополичий престол Зосимы, 17 октября участвовал в Соборе на жидовствующих, в 1495 г. – в избрании (6 сентября) и поставлении (20 сентября) митрополита Симона, 18 декабря 1496 г. – в хиротонии Сарского и Подонского епископа Евфимия, 4 февраля 1498 г. присутствовал в Успенском соборе Московского Кремля при венчании на великое княжение Дмитрия Ивановича, внука великого князя Ивана III, в августе – начале сентября 1503 г. участвовал в Соборе, на котором, в частности, рассматривался вопрос о монастырском землевладении. В 1483 г. в Твери были обретены мощи святителя Арсения, епископа Тверского. По благословению Вассиана состоялась местная канонизация святителя, инок Жёлтикова монастыря Феодосий создал канон, стихиры и проложное Житие новопрославленного святого. Исследователи признают Вассиана наиболее вероятным адресатом послания Иосифа Волоцкого о Святой Троице (до 1477–1479 гг.). Сочинение преподобного Иосифа является ответом на послание к нему архимандрита Вассиана, в котором тот просит разъяснений «о таинстве Святыя Троица». Ошибочность мнения археографа Александра Христофоровича Востокова (1781–1864 гг.) о том, что Вассиан был составителем Кормчей книги особой редакции, показал российский историк Яков Соломонович Лурье (1921–1996 гг.), доказавший, что «Васиан старец князь», упоминаемый в рукописи Кормчей как её составитель, – это не этот Вассиан, а Вассиан (Патрикеев). Вассиан упоминается в качестве одного из адресатов в отречённой грамоте Новгородского архиепископа Феофила (1481–1483 гг.), в грамоте Новгородского архиепископа Геннадия (Гонзова) в Москву к Собору епископов о немедленном принятии мер против новгородских еретиков (октябрь 1490 г.), в повольной грамоте Геннадия на поставление во митрополита Симона (сентябрь 1495 г.). Вассиан погребён в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Твери.

 
PR-CY.ru