Словарь по христианству В ВАРФОЛОМЕЙ

ВАРФОЛОМЕЙ

ВАРФОЛОМЕЙ (ум. в 1442 г.) – келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Москве, преподобный (память в воскресенье перед 26 августа – в Соборе Московских святых). Сведения о нём сохранились в духовной грамоте (Пространной редакции Устава) Иосифа Волоцкого (1515 г.), который узнал о Варфоломее от его младшего современника игумена Спиридона, настоятеля Троице-Сергиева монастыря (1467–1474 гг.). Из духовной грамоты преподобного Иосифа рассказ о Варфоломее был вставлен в Житие митрополита Ионы (середина XVI в.), позднее – в «Сказание отчасти жития» (вторая редакция Жития Ионы), помещённое в 14-й степени Степенной книги царского родословия (1560–1563 гг.). Названные источники рассказывают о времени, когда Варфоломей являлся келарем и строителем Старого Симонова монастыря (с 1410 или 1420 гг.) – одной из самых влиятельных обителей Великого княжества Московского, ктиторами которой были члены великокняжеской семьи. Варфоломей, «о монастырьском благочинии и о подвизе иноческом великое попечение имея с прочими тогда подвижьными иноки обители», стремился к восстановлению строгих норм иноческой жизни в монастыре. Необходимость исправления монашеской жизни, как полагают исследователи, была вызвана изменением имущественного положения Симонова монастыря: в конце XIV – первой половине XV в. он приобрёл много сёл, деревень и угодий, рыболовные ловли на Волге; среди его вкладчиков и иноков были представители московской знати (всё это могло негативно отразиться на внутренней жизни обители). Среди сподвижников Варфоломея были святитель Иона, впоследствии митрополит Киевский и всея Руси, Иоанн Златый и преподобный Игнатий Иконописец. Вместе они «не дадуще никакову бесчинию, ни мятежю бывати в монастыри», в том числе «самому архимариту не попущаху о неисправлении благозакония». Деятельность подвижников натолкнулась на сопротивление остальной братии, подвижники «многу скорбь и опечаление приимаху от архимаритов обители тоя» (возможно, от архимандритов Ионы и Иоанна). Однако ревнители благочестия во главе с Варфоломеем «о сих не стужаху си и сего ради от Бога прославлени быша». Варфоломей и его сторонники получили поддержку со стороны главного ктитора обители – великого князя (Николай Платонович Барсуков и Александр Александрович Зимин полагали, что им был Василий I Дмитриевич, Людмила Ивановна Ивина считает, что Василий II Васильевич Тёмный). Преподобный был погребен в Старом Симонове монастыре. Степенная книга рассказывает о чуде, которое было после кончины Варфоломея: «Блаженнаго Варфоломия и по мнозех летех преставления его показа Бог стояща в церкви на месте, идеже в животе ещё обычай име молитися». Местное почитание Варфоломея, как полагают исследователи, началось сразу после его кончины, имя преподобного внесено в «Описание о российских святых» (списки XVIII в.).

 
PR-CY.ru