Словарь по христианству В ВАРЛААМ

ВАРЛААМ

ВАРЛААМ (ум. в 304 г.) – Антиохийский мученик (память 19 ноября, память в Византийской церкви 16 ноября, память в Армянской церкви 22 ноября). Родился в Антиохии, пострадал при императоре Диоклетиане в городе Кесария Каппадокийская, отказавшись принести жертву идолам. По приказу правителя Варлаама привели в языческий храм, поставили перед жертвенником, в котором горел огонь, и заставили держать над ним в протянутой правой руке горячие угли с ладаном. Мучители рассчитывали, что от нестерпимой боли Варлаам уронит курения на жертвенник и таким образом принесёт жертву идолам. Но святой удерживал в руке раскалённые угли до тех пор, пока не сгорели его пальцы, после чего предал душу Господу. Помимо сохранившегося греческого Жития источниками сведений о нём служит похвальное Слово, приписываемое Василию Великому, епископу Кесарии Каппадокийской, а также похвальное Слово Иоанна Златоуста. Однако авторство Василия Великого подвергается сомнению некоторыми исследователями. Житие Варлаама сохранилось в армянском переводе. В конце XIX – начале XX вв. Фриц Хоммель и другие исследователи предлагали отождествить этого Варлаама с Варлаамом Индийским, вероятно, на основании совпадения дня памяти этих святых (19 ноября), но эта гипотеза была аргументировано опровергнута болландистом Ипполитом Делеэ. Есть упоминание о монастыре в честь святого (другое название Панарету), который располагался в Константинополе в квартале Девтерон. В древнейшей редакции Студийского устава служба Варлааму отсутствует; в Евергетидском Типиконе конца XI в. и Мессинском Типиконе 1131 г. последование Варлаама соединено с последованием пророка Авдия, совершается служба с «Аллилуия». В иерусалимских Типиконах различных редакций последование Варлаама также соединяется с последованием пророка Авдия. Праздничного знака служба не имеет, до конца XVII в. Типиконы предписывали совершение службы с «Аллилуия» (включая старопечатные московские издания). С конца XVII в. в Типиконах даётся формулировка «Аллилуия или тропарь», соответственно в Минеях и Типиконах начинает выписываться общий тропарь мученику четвёртого гласа. В современной греческой Минее тропаря нет. Кроме тропаря в корпус песнопений Варлааму входят песнопения: кондак четвёртого гласа, подобен «Явился еси»; канон четвёртого гласа творение Феофана, с акростихом «Терпеливые твои, Варлааме, пою болезни», ирмос «Твоего страдания светлостями нам озаряемым»; несколько стихир. Песнопения Варлааму засвидетельствованы уже в студийских Типиконах и Минеях. В греческой Минее указан другой седален.

 
PR-CY.ru