ВАРЛААМ - Страница 2

Варлаам участвовал во многих важных церковно-государственных событиях: вместе с другими иерархами в 1571 г. ручался перед царём за руководителя земщины князя Ивана Фёдоровича Мстиславского; 29 апреля 1572 г. подписал соборный приговор, разрешивший царю Ивану Грозному вступление в четвёртый брак; по-видимому, принимал участие в последовавшей вскоре интронизации митрополита Антония, в 1581 г., очевидно, был участником интронизации митрополита Дионисия. 15 января 1580 г. последовал соборный приговор о церковных и монастырских вотчинах, ограничивший в дальнейшем увеличение недвижимых имуществ церкви. Варлаам подписал и скрепил своей печатью решения Собора в числе других епископов. В 1578 г. Суздальский архиерей присутствовал на Соборе, канонизировавшем к местному почитанию Иосифа Волоцкого. Варлаам был очевидцем чудес, которые совершались молитвенным предстательством Евфросинии Суздальской, погребённой в суздальском Ризоположенском женском монастыре. Направился в Москву, чтобы сообщить о них царю и митрополиту, созванный митрополитом Антонием в 1580 г. Собор причислил Евфросинию к лику святых. Перу Варлаама принадлежит рассказ об обретении им Жития преподобной – «О изобретении стихир, и канона, и Жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет». В иллюминированных списках Жития Евфросинии встречаются миниатюры: «Епископ Варлаам вручает инокиням житие Евфросинии» и «Епископ Варлаам представляет Житие и канон Евфросинии царю Иоанну Грозному». Московский летописец называет Варлаама в числе участников венчания на царство в 1584 г. Фёдора Ивановича. Последним документом, где названо имя Варлаама, является соборный приговор от 20 июля 1584 г., подтвердивший решения Собора 1581 г. об ограничении церковных имуществ в последующее время и принявший решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот). В 1584 г. святитель оставил кафедру и удалился на покой в Махрищский монастырь, попечения о котором он не оставлял и во время своего управления Суздальской епархией (делал вклады в 1577 и 1583 гг.). Покидая Суздальскую кафедру, Варлаам взял с собой Тихвинский образ Богоматери, впоследствии почитавшийся в обители, в XIX в. с ним совершались монастырские крестные ходы. Память о святителе сохранялась в Махрищском монастыре. В 1670 г. на вклад царя Алексея Михайловича на гробницу Варлаама был сшит покров и поставлена «свеча деревянная, писана красками». На одном из деревянных крестов, хранившихся в Троице-Сергиевой лавре, была такая надпись: «199 (1691) году сей крест чюдотворцу Варлааму Махринскому». В дни кончины Варлаама и его именин в монастыре всегда творились панихиды. На месте погребения святителя была поставлена гробница, прежде находившаяся под мощами преподобного Стефана, отреставрированная в 1906 г., рядом сохранялся архиерейский жезл Варлаама. Закрытый в советское время Махрищский монастырь начал возрождаться в 1993 г., стала возрождаться и память о Варлааме. В 2000 г. он был причислен к лику местночтимых святых Владимирской епархии.



 
PR-CY.ru